Найти в Дзене

Как воевали противотанковые ежи

Хоть и поставил я в начале карикатуру, но разговор пойдёт о серьёзном.

У нас почему-то нет ни одного фильма, и даже ни одной популярной книги про работу инженерных войск в Великой Отечественной. Про танкистов и летчиков есть, про пехотинцев и артиллеристов есть, про моряков — тоже есть. А про сапёров нет.

Как будто их вклад был не так велик, как будто они так же не дрались на передовой.

А ведь если изучать немецкие документы, то создаётся твердое ощущение, что большинство танков немецких подрывалось именно на минах, которые наши сапёры ставили.

Давайте немного поговорим про инженерные войска. В этой теме много интересного, и даже неизвестного.

-2

Наверное, рассказывать, как выглядят противотанковые ежи нет надобности. Их до сих пор можно увидеть в различных мемориалах, и в кино. А вот как именно они работают, как оказалось, мало кто знает. Как показал мой мини-опрос, практически все считают, что ежи вкапывали в землю, и таким образом они останавливали танки.

Официальным создателем этого типа невзрывных инженерных заграждений является генерал-майор инженерных войск Михаил Гориккер. Сама по себе конструкция из нескольких сваренных рельсов, балок или двутавров использовалась и раньше в разных странах. В частности в Чехослоавкии. Но там упор делался на массивность конструкции, которая должна была выполнить роль некой стены, в которую танк упрётся. Аналог средневековых рогаток, которыми пехота отгораживалась от атак конницы.

Конструкция Горрикера действовала по иному принципу. Ёж не закреплялся в почве и делался таких размеров, чтобы танк мог на него наехать. Танк сдвигал ежа, даже мог катить перед собой и но в любом случае наезжал на него. Когда ёж оказывался под брюхом, одна из гусениц оказывалась в воздухе, и танк уже не мог двигаться. Чего и требовалось добиться. Иногда и дно могло быть продырявлено, главное, чтобы конструкция ежа выдержала вес танка.

Вот так воевали противотанковые ежи.
Вот так воевали противотанковые ежи.

К размерам ежей предъявлялись достаточно жесткие требования. Если ёж окажется слишком мал, то танк на него не «сядет», и сможет продолжать двигаться. Если же ёж окажется больше чем следует, то танк не сможет его подмять и будет просто двигать перед собой. То есть ёж должен быть выше чем клиренс (расстояние от грунта до днища) танка, но и ниже чем верхний край нижнего лобового листа. Считается, что оптимальная высота составляет метр или чуть ниже.

Как легко заметить даже без измерений, многие ежи, показанные в кино, а также установленные в качестве памятников, таким размерам не соответствуют. Но это отнюдь не значит, что они не настоящие. Просто те, кто их изготавливали, инструкцию не выполняли, а часто, увы, и не знали.

Схема, приложенная к акту испытаний противотанковых ежей Горрикера в 1941 году.
Схема, приложенная к акту испытаний противотанковых ежей Горрикера в 1941 году.

Конечно, танкисты при определённой сноровке могли и сами соскочить с ежа, но пока они этим занимались, вступала в работу противотанковая артиллерия, которая как раз и располагались с таким расчётом, чтобы бить танки, преодолевающие заграждения.

Словом, желающих пытаться проехать через такие заграждения находилось мало. Обычно их пытались растащить, чтобы дать дорогу танкам. Этой работой должны заниматься специальные машины разграждения, хотя их роль могли выполнять и обычные танки. Работа не хитрая, подъехать к заграждениям, накинуть трос, дать задний ход и тащить за собой. Вот только эту идиллическую картинку нарушали противотанковые средства противника.

В ходе Второй Мировой войны специализированных инженерных машин разграждения не имела вооружении ни одна армия, за исключением британской и японской. Англичане к высадке в Нормандии подготовили целое семейство специальной бронетехники, в том числе инженерный Tank, Infantry, Mk IV Churchill AVRE. Танк Churchill AVRE представлял собой многоцелевую инженерную машину, которая путём навешивания различного спецоборудования могла выполнять разные функции.

Tank, Infantry, Mk IV Churchill AVRE
Tank, Infantry, Mk IV Churchill AVRE

В японской армии было разработано несколько типов инженерных бронемашин, в частности многоцелевая инженерная машина SS-Ki так же выполняла функции растаскивания различных заграждений.

Инженерная машина SS-Ki
Инженерная машина SS-Ki

Для Красной Армии в 1936 году был разработан специальный съемный растаскиватель проволочных заграждений — РПП. Он мог устанавливаться на танки БТ или Т-26. РПП представлял собой барабан с тросом на конце которого находился якорь. Всего было изготовлено только десять опытных образцов.

Думаю, что вы согласитесь, что в инженерных войсках было много интересного. И я обязательно продолжу эту тему.

Пока же рекомендую вам мою статью:

Зачем в Вермахте создавались «Тигрики»?

А в конце ещё одна весёлая картинка в тему (автор Сергей Корсун) для тех кому грустно в самоизоляции.

-7