В Третьяковской галерее столько шедевров, что о них можно говорить бесконечно, но некоторые из них вызывали восхищение иностранцев и в момент создания.
Так, картина "Всадница" была написана в Милане по заказу Юлии Самойловой. Оказавшись на выставке, эта картина произвела настоящий фурор. Причем хвалили и портреты, и собак, и коня в отдельности.
Карл Брюллов не просто раскрыл в картине свой необыкновенный талант, но и подарил нам частичку своего особенного отношения к заказчице этого произведения. Ведь с Юлией Самойловой Брюллова связывала многолетняя любовь и привязанность. Хотя они так и не решились заключить брак, но навсегда остались друзьями и поддерживали друг друга в самые темные моменты.
Картина "Всадница" после того, как ее показали в миланской Академии изящных искусств, пропала и была недоступна обычным ценителям искусства. Более сорока лет она украшала виллу Юлии Самойловой, и только после того, как на склоне лет Юлия разорилась, картина была продана с аукциона и впоследствии попала в коллекцию Третьякова.
Долгое время все полагали, что на портрете изображена сама Юлия Самойлова. Вот так, она выглядела на других портретах:
Брюллов много и часто писал Юлию, если вспомнить его эпохальный труд "Последний день Помпеи", то лицо Юлии там появляется целых четыре раза в разных образах.
Но надо признать, что на полотне Брюллова "Всадница" на коне все-таки молоденькая девушка, поэтому скорее всего это воспитанница Самойловой.
У Юлии Самойловой не было детей, хотя детей она любила и брала сирот на попечение. Так в годы, когда была написана картина с ней жили две воспитанницы. Обе девочки, судя по всему, позировали для картины Брюллова.
Вот этот портрет Брюллова полностью раскрывает, кто есть кто на картине "Всадница":
На этом портрете очевидно, что на картине "Всадница" на коне Джованина. Почему же мы так долго считали, что это Самойлова?
Все довольно просто, портрет с воспитанницей хранится не у нас, а в США в музее-усадьбе Хиллвуд.
Богатая предпринимательница из Америки Марджори Мерривезер Пост была замужем за дипломатом (послом США в СССР) и провела с ним в СССР два года 1937-1938, скупая огромное количество произведений искусства, которые ей позволили вывезти даже без таможенных пошлин. В 40-е года она пополнила свою коллекцию, скупая произведения русского искусства уже в Европе. Таким образом, ее усадьба-музей стала, по многим оценкам, лучшей коллекцией русского искусства на Западе.
Именно в этом музее хранился ключ к разгадке личности модели на картине "Всадница".