Найти тему
Вечерний завтрак

История шедевра. "Всадница" Брюллов.

В Третьяковской галерее столько шедевров, что о них можно говорить бесконечно, но некоторые из них вызывали восхищение иностранцев и в момент создания.

Так, картина "Всадница" была написана в Милане по заказу Юлии Самойловой. Оказавшись на выставке, эта картина произвела настоящий фурор. Причем хвалили и портреты, и собак, и коня в отдельности.

"Всадница"  1832г.Автор: Карл Павлович Брюллов - , Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1464330
"Всадница" 1832г.Автор: Карл Павлович Брюллов - , Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1464330

Карл Брюллов не просто раскрыл в картине свой необыкновенный талант, но и подарил нам частичку своего особенного отношения к заказчице этого произведения. Ведь с Юлией Самойловой Брюллова связывала многолетняя любовь и привязанность. Хотя они так и не решились заключить брак, но навсегда остались друзьями и поддерживали друг друга в самые темные моменты.

Картина "Всадница" после того, как ее показали в миланской Академии изящных искусств, пропала и была недоступна обычным ценителям искусства. Более сорока лет она украшала виллу Юлии Самойловой, и только после того, как на склоне лет Юлия разорилась, картина была продана с аукциона и впоследствии попала в коллекцию Третьякова.

Долгое время все полагали, что на портрете изображена сама Юлия Самойлова. Вот так, она выглядела на других портретах:

Портрет Самойловой, 1825г. Митур, Эрмитаж. Автор: Митуар, Бенуа-Шарль - Государственный Эрмитаж, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16146057
Портрет Самойловой, 1825г. Митур, Эрмитаж. Автор: Митуар, Бенуа-Шарль - Государственный Эрмитаж, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16146057

Брюллов много и часто писал Юлию, если вспомнить его эпохальный труд "Последний день Помпеи", то лицо Юлии там появляется целых четыре раза в разных образах.

Но надо признать, что на полотне Брюллова "Всадница" на коне все-таки молоденькая девушка, поэтому скорее всего это воспитанница Самойловой.

У Юлии Самойловой не было детей, хотя детей она любила и брала сирот на попечение. Так в годы, когда была написана картина с ней жили две воспитанницы. Обе девочки, судя по всему, позировали для картины Брюллова.

Вот этот портрет Брюллова полностью раскрывает, кто есть кто на картине "Всадница":

Портрет Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Брюллов, 1832-1834гг.
Портрет Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Брюллов, 1832-1834гг.

На этом портрете очевидно, что на картине "Всадница" на коне Джованина. Почему же мы так долго считали, что это Самойлова?

Все довольно просто, портрет с воспитанницей хранится не у нас, а в США в музее-усадьбе Хиллвуд.

Богатая предпринимательница из Америки Марджори Мерривезер Пост была замужем за дипломатом (послом США в СССР) и провела с ним в СССР два года 1937-1938, скупая огромное количество произведений искусства, которые ей позволили вывезти даже без таможенных пошлин. В 40-е года она пополнила свою коллекцию, скупая произведения русского искусства уже в Европе. Таким образом, ее усадьба-музей стала, по многим оценкам, лучшей коллекцией русского искусства на Западе.

Именно в этом музее хранился ключ к разгадке личности модели на картине "Всадница".