Найти тему

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЗА И ПРОТИВ

Оригинал текста можно прочитать на сайте Liberty Magazine

Что же такого есть в семейном образовании, что все больше людей выбирают этот формат обучения? Какие основные плюсы и минусы?

Разбираемся вместе в рубрике Мам-батл.

Автор: Ксения Анциферова @pieceofgoddess

Спроси меня: какой период моей жизни был для меня самым счастливым, и я, не задумываясь, отвечу – школьные годы. Помню, моя первая учительница вызвала родителей в школу и пожаловалась, что не знает, что со мной делать! Мол, если сажает меня назад, постоянно видит затылки и слышит ржач по классу, всё внимание ТАМ. Если сажает на первую парту, сама не может вести урок, ибо распирает от смеха. Да, смеялась я в школьные годы, как мне кажется, 25 часов в сутки. И конечно, часть школьного материала, наверняка бы, осела в моей голове качественнее, если бы не «вечный праздник», но была бы я такой счастливой? Зато помню многих изгоев, над которыми смеялись, издевались. Этим бедолагам однозначно семейное образование принесло бы гораздо больше пользы в плане знаний и психологического равновесия. Хотя есть ещё слово «социализация», но, мне кажется, в универе уже нет такого количества злых детей, которые гнобят «ботанов» и «белых ворон». Давайте же разберёмся, какие мнения есть среди мамочек и, конечно, пообщаемся с профессионалами в данной области.

Мама "ЗА"

Валерия Чистякова, мама Петра 8 лет, блогер @valerya1981
Валерия Чистякова, мама Петра 8 лет, блогер @valerya1981

Что же такого есть в семейном образовании, что заставляет людей отказываться от школ? Какие основные плюсы могли бы выделить?

Мне кажется, самое главное, что есть в семейном образовании – это свобода. Свобода в выборе времени и места занятий, свобода в выражении своего мнения, свобода в получении информации и море свободного времени на то, что нравится, а не на то, что надо. А школа - это рамки, шаблон, правила (которые не всегда справедливы и адекватны), оценки, домашнее задание, четкое расписание и отсутствие достаточного свободного времени. Наверное, так...

Для меня плюсы семейного обучения – это:

  • Прежде всего, возможность ребенку изучать информацию в своем ритме, не оглядываясь на остальные 27 человек в классе. Часть предметов, которые Петру даются легко, мы сдаем быстрее, раньше графика, а некоторые предметы, которые требуют большего внимания, мы разбираем дольше.
  • Плюс в том, что мы не привязаны к месту и времени обучения. Иногда я вижу, что ребенок готов работать с утра, и мы завтракаем, включаем лекции и погружаемся в учебу. Но бывают дни, когда работоспособность «просыпается» ближе к вечеру, а иногда и вовсе нерабочее настроение весь день.
  • Выбор методов изучения информации. Сейчас есть множество ресурсов, которые очень увлекательно расскажут школьную программу, помогут выучить таблицу умножения и научат ребенка говорить на иностранных языках. Мы не зубрим школьный курс, а вместе ищем пути, чтобы необходимые знания «остались в голове». Можно бесконечно писать прописи и тренажеры, чтобы отработать почерк, и не факт, что у ребенка будут получаться те самые заветные для учителей идеальные закорючки. А можно писать пером книги и получать удовольствие от процесса, одновременно с этим прививать любовь к письму.

Наверное, это самые основные ЗА, которые стали фундаментом для принятия решения уйти из школьной системы и учиться по своему графику на семейном образовании.

Как же мамам и папам проконтролировать своё чадо, если они всё время на работе? Или такой вид обучения показан только детям, чьи родители имеют гибкий график работы?

Все зависит от самого чада (смеётся). Есть дети, которые сами по себе с высоким показателем ответственности. Но надеяться, что ребенок-дошкольник, не имеющий навыков учиться и получать знания, будет сам находить информацию и слушать лекции, это немного неразумно. Для того, чтобы чадо само училось, сначала надо немного помогать ему. Мне кажется, что мамы и папы, которые целыми днями на работе, могут перевести ребенка на семейное образование лишь в старших классах, если сам он этого захочет. Тем более во многих онлайн школах есть специальные кураторы, которые помогают контролировать успеваемость ребенка и с готовностью отвечают на любые вопросы как родителей, так и самих детей.

А что насчёт пресловутой социализации? Как восполнить этот пробел без школы?

Самый часто задаваемый вопрос, который я слышу от людей, узнавших, что мой ребёнок не ходит в школу. Почему-то большинство из нас уверены, что раз школы нет, то и общения не будет. Но это совершенно не так, ведь социализация окружает ребенка везде: дома, в секциях, во дворе, на детской площадке, в магазине. Все зависит от того, что именно человек вкладывает в понятие «социализация». Общение со сверстниками? Его легко найти в секциях, кружках, на детских площадках и в любых местах, где есть дети. Умение находить компромиссы и выходить из конфликтных ситуаций? Все те же детские дворы, где есть друзья, а их мнение и желания не всегда совпадают с твоими. Поверьте, дворовая жизнь тоже полна уроков для ребенка. И да, мы не сидим в четырех стенах, «грызя гранит науки», скорее наоборот. С того момента, как мы перешли на семейное образование, появилось намного больше времени на общение, игры, поездки, друзей.

-2

Как человек, который использует семейное образование для своего ребёнка, что бы Вы посоветовали родителям, которые только собираются перевести на него своих детей?

Изначально оценить свои силы. Ведь первое время, в любом случае, ребенку понадобится помощь взрослого. Изучить и принять решение, каким образом ваш ребенок будет сдавать аттестации и к какой школе он будет прикреплен. Слушать и слышать своего ребенка. Остальное все совершенно не страшно и очень интересно. Я многому сама учусь у Петра, заново вспоминаю то, что забыла, а иногда узнаю много нового вместе с ним.

Можно предположить, что семейное образование требует от родителей больших ресурсов (в плане времени и сил). А как обстоят дела с финансовыми вливаниями: это дорого или плюс-минус те же деньги, что за год набегают на ремонт класса, занавески, школьную форму и обеды? С какими трудностями вы столкнулись?

Если честно, то совершенно не задумывалась про финансовую сторону этого вопроса. На первый взгляд, мне кажется, что то на то и выходит. Но опять же, смотря какие кружки, секции, дополнительные ресурсы выбирают родители. Все настолько индивидуально, например, взяли вы занятия английский языком с носителем - это одна стоимость. А если вы свободно владеете им сами и способны передать свой опыт ребенку самостоятельно, то это совершенно другая история.

Трудности? Единственное, с чем я столкнулась за время нашего опыта семейного образования – это переломный момент, когда мы ушли из школы. Пока наладили расписание, пока поняли, как все работает, пока подстроили лекции под свой режим дня. Все это было новым и немного волнительным. Мне казалось, что я не справлюсь. Но все встало на свои места, когда ребенок понял, что от него хотят, а я поняла, что семейное образование - это свобода и для меня, и для него.

Мама "ПРОТИВ"

Жукова Ирина, сын Тимофей 4 года, профориентатор подростков, карьерный коуч, hr-специалист @imzhukova
Жукова Ирина, сын Тимофей 4 года, профориентатор подростков, карьерный коуч, hr-специалист @imzhukova

Почему Вы так категорично «против» семейного образования? Какие основные минусы делают его неприемлемым на ваш взгляд?

Сейчас, в связи с тем, что столько возможностей “взбунтоваться” и стать “не такими как все”, в головах современных родителей получился полный бардак. Для начала необходимо осознать, что семейное, дистанционное и домашнее обучение - это абсолютно разные виды образования! Я принимаю возможность дистанционного и домашнего обучения, если на то есть причины.

Если речь идет именно о семейном, то я категорически против!

Первым и основным фактором на это влияющим - не может 1 человек (мама или папа) быть экспертом по всем школьным предметам! Ни за что не поверю, что мама отдельно взятого ребенка, будет со знанием эксперта, с одинаковым упоением, преподавать ему литературу, физику, химию, физкультуру и ОБЖ.

Вторым фактором является полное отсутствие социализации ребенка. Он становится полностью закрыт и замкнут внутри семьи. Походы в музеи, путешествия и посещение экскурсий не дают ребенку возможности адаптироваться к разным, постоянно изменяющимся, условиям социума. После среднего образования (не важно, классического или современно-модного), ему необходимо будет получать высшее. Тут мама или папа вряд ли возьмут на себя лямку учить будущего юриста, инженера, филолога. И хочется им того или нет, но он придет в коллектив, и ему придется общаться со сверстниками, причем абсолютно разными! Тут, конечно, есть еще один путь отступления - очно-заочная форма обучения. Пришел, экзамены сдал и свободен. Окей, принимаем, а что дальше? Многие говорят: “А зачем ему общаться со злыми и плохими, он общается только с нами, видит только позитивный аспект общения, и это прекрасно”. Но расскажите тогда, как этот человек будет работать во взрослом коллективе? С самодуром начальником? Со склочными коллегами? Будучи взрослым 30-летним человеком, он потеряется в этом социуме, так же, как, поначалу, теряются 7-летние дети, которые идут в школу и начинают свой путь адаптации.

Третий фактор достаточно прост: а как же научиться в стрессовых ситуациях находить выход? Банальные контрольные в школе, зачеты и сессии в институте - это же кладезь умений мобилизоваться в стрессовых ситуациях!

Такой позиции относительно семейного образования вы придерживаетесь при любом раскладе? Ведь многие считают, что детям, которые занимаются профессиональным спортом, или много болеют, или из-за работы родителей постоянно переезжают, показан такой вид обучения.

Еще раз скажу, я категорически против именно семейного обучения, независимо от того, кого при этом обучают. Я допускаю возможность дистанционного, при профессиональных занятиях спортом или при необходимости постоянных переездов. Но, к сожалению, зная такие случаи - обучение ведется очень посредственно и однобоко, т.к. родители и ребенок уже все решили - он спортсмен! Но реалии таковы, что спортсменом он может не стать, тогда придётся искать и выбирать, а знаний по предметам, чтобы поступить в ВУЗ и получить новую профессию, будет уже недостаточно.

Есть очень яркий пример из жизни, когда мой одноклассник был великолепным футболистом, который уже в 12 лет был записан “нарасхват” во все юношеские клубы Москвы, и, естественно, был на формальном дистанционном обучении, т.к. были постоянные сборы, и оценки ему ставились “просто так”. К сожалению, в 11-ом классе он получает травму ноги, которая навсегда поставила на нем крест, как на спортсмене, и он понял, что ничего кроме футбола он не знает и не умеет.

А что с теми детьми, которые "не такие как все"? Над которыми в школе издеваются, бьют их? Не лучше ли для них перейти на семейное образование?

Семейное образование - нет. Домашнее - возможно. Да, наше современное общество не до конца готово принимать людей с разными ограниченными возможностями. Здесь должна проводится более масштабная работа как с самим обществом, так и с семьями, в которых есть такие дети. Т.к. им самим будет сложно жить в социуме, если их закрыть в стенах семейного обучения. Считаю, что необходимо начинать с домашнего образования с приходящими педагогами, чтобы ребенок учился общаться с чужими людьми, учился адаптироваться. В дальнейшем, желательно, выводить ребенка в общество, с которым у него одна цель - получение образования. Это вопрос непростой и важный, но я полностью убеждена, что никого нельзя закрывать в рамках семейного обучения.

Сторонники семейного образования в один голос говорят, что у них появилось гораздо больше времени на отдых, на развитие творческого потенциала ребёнка. Что Вы думаете по этому поводу? Не вводит ли современная школа детей в формат «ничего не успеваю»?

Давайте подумаем, а всем ли детям нужно это “развитие творческого потенциала”? Сейчас принято считать, что образовательные учреждения нас притесняют, убивают в нас развитие собственного “Я”. Мы, когда учились в школе, успевали абсолютно все. Я, будучи отличницей, занималась танцами 4-5 раз в неделю, в каникулы работала актером в детских спектаклях, помогала маме по дому, гуляла с собакой, общалась и проводила время с одноклассниками. Я умела распределять свое время и знала, что от меня требуется. Семейное обучение вводит ребенка в диссонанс, у него размыты границы. Если мы шли с семьей в лес, то это было общение: футбол, палатка, бадминтон, друзья. Это был совместный отдых. А при семейном образовании поход в лес - это очередной этап обучения ребенка биологии, ОБЖ или еще чего-то. Границ обучения и отдыха нет совсем, а соответственно, нет и умения распоряжаться временем и переключать внимание со второстепенного на важное.

Как быть с уравниловкой в школе? «Не важно, что математика - это не твоё, и ты - гений литературы, брось выёживаться и делай как все!» Не помешает ли это развитию сильных сторон личности, не загубит ли будущих самородков?

А здесь, на мой взгляд, это уже ответственность родителей. Увидеть, почувствовать и развить! Я считаю, что обучение и развитие должно быть всесторонним. Учась в одном классе обычной общеобразовательной школы, у нас было 3 медалиста. Они “носом рыли землю”, получая среднее образование, на них равнялся весь класс. Не смотря на то, что они были одинаковы в оценках в школе, по результату мы получили абсолютно разных специалистов. Один - известный спортивный тренер, который работает в Европе, другой - актер труппы Театра Вахтангова, третий - дипломат международного уровня. Родители заметили таланты, помогли и направили, школа и общая программа им не помешала, а закалила, дала знания и силы, чтобы добиться своего. Я абсолютно уверена, что если бы моя одноклассница училась дома с родителями, она точно не поступила бы в известнейший вуз страны и не закончила бы его с красным дипломом. Семейное обучение - поверхностные знания, недостаточные для полного освоения предмета.

НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ЗВЁЗДНОЙ МАМЫ

Тутта Ларсен

трижды мама: сын Лука (14 лет), дочь Марфа (9 лет) и сын Иван (4 года). Теле- и радиоведущая, журналистка, актриса, певица, виджей, основатель собственного «субъективного телевидения» TUTTA.TV
трижды мама: сын Лука (14 лет), дочь Марфа (9 лет) и сын Иван (4 года). Теле- и радиоведущая, журналистка, актриса, певица, виджей, основатель собственного «субъективного телевидения» TUTTA.TV

Татьяна, поделитесь, пожалуйста, своим мнением, какие плюсы и минусы Вы видите в семейном образовании? Используете ли его полностью или частично для своих деток?

Я вижу огромные плюсы в домашнем образовании, потому что, к сожалению, очень часто современная школа сильно отстаёт от текущей обстановки в мире, в плане культурных и интеллектуальных достижений. Система российского среднего образования очень «костная», и она нацелена на общий результат, а не на то, чтобы конкретно отдельно взятый ребёнок чувствовал себя в школе комфортно и имел высокую мотивацию к учёбе. Поэтому домашнее образование - это великолепная альтернатива. Если у вас нет возможности отдать ребенка в по-настоящему хорошую государственную или частную школу, то я бы всегда делала выбор в пользу домашнего обучения. К тому же сегодня столько возможностей получить онлайн образование, можно заниматься иностранными языками напрямую с носителями, и это практически всем доступно. Но здесь вопрос денег и желания самих родителей участвовать в этом процессе.

В моём окружении есть несколько семей, чьи дети получают домашнее образование, и это всегда родительский подвиг. В одном случае дети занимаются в начальной школе практически только с мамой, и потом, благодаря высокому искусству мамы как педагога, в средней школе они уже учатся сами. И у них высокая мотивация, они сами себя организуют, сами определяют объём работы, сроки и т.д. В другом случае с детьми занимается на дому специально нанятый педагог. В третьем - ребенок перешел на домашнее образование в конце средней, начале старшей школы, и он занимается с преподавателями, но онлайн, по скайпу. То есть, на самом деле, выбор огромен, вопрос только в том, есть ли у родителей на это время и деньги. И, пожалуй, время здесь более ценная валюта, чем финансы. Поэтому я очень приветствую такой вид образования, но, к сожалению, со своими детьми не практикую, т.к. у меня нет на это времени. При этом мои дети ходят в очень хорошую частную школу, я пока не вижу необходимости в том, чтобы переводить их на домашнее образование, но такой возможности не исключаю.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел Арсеньев, директор школы InternetUrok.ru

директор школы InternetUrok.ru
директор школы InternetUrok.ru

Павел, скажите, как быстро развивается система семейного образования в России и по миру, есть ли какие-то статистические данные за последние 3-5 лет? Какие основные тренды в этой области?

Тренд растущий. Например, в США дома учатся порядка 3% школьников. Там этим занимаются крупные организации, и образование в интернете только часть их деятельности. Они же обеспечивают школьников учебниками, тетрадками и прочими методическими материалами, рассылая их по электронной почте и физическим адресам.

У нас таких учащихся пока лишь доли процента. Но потенциал России огромен. Многие наши технологии опережают европейские. В Лондоне ежегодно проходит международная выставка образовательных технологий Bett. Там целый ряд компаний, например, предоставляет услуги электронной библиотеки: создают обучающие ролики по школьной программе и продают свой контент школам. Мы – InternetUrok.ru – начали это делать ещё в 2008–2009 годах. Количество учащихся в нашей школе ежегодно удваивается.

Постоянно общаясь с директорами школ по всей стране, мы знаем, что в каждой из них есть один-два ребёнка, которые учатся дома. Эту информацию часто не передают в местное управление образования, потому что принято считать, что, если семья предпочитает домашнее обучение, значит в школе что-то организовано плохо. Хотя часто эти вещи никак не связаны. В итоге занимаясь собственным мониторингом, можно увидеть, что количество участников сообществ родителей, у которых дети находятся на домашнем и семейном обучении, за последний год увеличилось раза в три. Это можно отследить, прежде всего, по группам в социальных сетях.

-6

Насколько сложно, с точки зрения бумажной волокиты, бюрократии, перевести ребёнка на семейное образование?

Мы работаем над документальным фильмом о семейном образовании под названием «Школа дома» . Юристы и директора школ подробно отвечают на этот вопрос. Говоря коротко, это не сложно. Особенно с нашей помощью. У нас есть колл-центр и электронная служба поддержки, которые помогают родителям: предоставляют образцы бланков, разъясняют, как правильно написать заявление, как разговаривать с директором. Какие документы и справки директор должен выдать родителю, и куда это всё потом отправить.

Есть несколько простых шагов, которые, получив консультацию, легко сделать. И нужно отметить, что российский закон об образовании – один из самых лояльных в мире. Мало кто это осознаёт, но именно в России родители могут обеспечить образование своему ребёнку почти любым способом. Например, химию и математику он может изучать в школе, а все остальные предметы, если есть возможность обеспечить преподавание, – дома самостоятельно. Случаи, когда директор школы препятствует изменению формы обучения, возникают, как правило, потому, что директор зачастую сам не знает законов и не понимает, что такое семейное образование. Поэтому достаточно просто вооружиться знаниями данного вопроса при разговоре с директором. В этом году в нашей Домашней школе InternetUrok обучалось 7000 учеников. Это превысило показатели предшествующего года более чем в два раза. И все они организовали своё обучение с нашей помощью.

Кому конкретно могли бы рекомендовать переход на такую форму обучения, а кому нет?

Наверное, правильнее будет рассказать, кто учится у нас. Чаще всего это те, кто понял, что школа их чем-то не устраивает. Например, качеством образования. Это может заметить сам ученик, либо родители. Нужно задуматься, когда ребёнок говорит: «Я не понимаю то, что происходит в школе». Или: «Учитель тратит слишком много времени на то, чтобы навести порядок в классе, а я сижу и скучаю». Ведь детское время самое дорогое. И если оно тратится впустую – это сигнал для родителей.

Решение о переводе ребёнка на семейное обучение может стать результатом конфликта с учителем или одноклассниками. У нас также учатся те дети, семьи которых живут за пределами России, но хотят получить российское образование и российский аттестат. Есть, например, семья, которая находится в кругосветном путешествии на яхте, хотя таких, конечно, не много.

Наверное, на третьем месте по популярности находится причина «школьное образование - не главное в жизни». Это относится к профессиональным спортсменам; к тем, кто занимается искусством, танцами или наукой – то есть посвящает себя полностью будущей профессии. Во всех этих случаях семейное образование удобно. Чтобы школьники и их родители это прочувствовали, мы предоставляем возможность неделю позаниматься у нас бесплатно.

А бывают ли случаи, например, что видеоуроки какого-то конкретного учителя не нравятся детям или родителям, и они просят данный материал перезаписать с другим учителем?

В нашей библиотеке порядка пяти тысяч видеоуроков, которые мы сняли за 10 лет её существования. За это время у нас самих повысились требования к качеству материала. Какой-то мы переснимали с нуля. По некоторым предметам есть важные темы, которые даны в изложении двух или даже трёх учителей. Таким образом, ученики могут выбирать, с кем из учителей её изучать. Мы знаем, насколько важно иметь такой выбор. Этому есть яркий пример: одну и ту же тему объясняют два принципиально разных преподавателя. Один - опытный и заслуженный. Его манера изложения очень чёткая, чеканящая, спокойная, равномерная. В итоге есть восторженные отзывы: «Наконец-то я встретил такого учителя! В классе я ничего не понимаю, потому что учительница чего-то там кричит!». И есть противоположные отзывы: «Уснуть можно, скука смертная!». А вторая запись урока – с молодой энергичной учительницей. Присутствует эмоциональная подача: «Привет!!! Сейчас мы с тобой сделаем всё вместе! Будет классно!». Она эмоциональна и «зажигает». Здесь тоже есть восторженные отзывы: «Наконец-то! Так эмоционально! Мне этого так не хватало!». И наоборот: «Что она орёт тут вообще? Я не могу так, мне спокойно нужно». То есть запрос на изучение тем с разными учителями есть, поэтому количество таких уроков будет увеличиваться.

Всем известно, что в царской России семейное образование было нормой для детей высших сословий. Можно ли сказать, что рост популярности семейного образования перекликается с отчуждением всего советского и возвращением к царским традициям?

Рост популярности домашнего обучения и семейного образования связан скорее с ростом возможностей. То есть появилась, например, онлайн-коллекция видеоуроков. Ещё лет десять назад её не было. И глядя на это, активные, думающие родители, готовые взять на себя ответственность, говорят: «Я не хочу отдавать ребёнка в какой-то непонятный коллектив детей с какими-то непонятными учителями... Есть видеоуроки, есть учебники, всё остальное я смогу сделать сам!» Увеличилось количество инструментов образования, поэтому и количество родителей, которые принимают решение ими пользоваться, тоже растёт. Наша заслуга, как проекта в индустрии онлайн-образования, в том, что теперь каждый ученик может учиться у хорошего учителя. Не того, который достаётся ему по географическому признаку в его городе или школе, а у лучшего.

Много ли случаев, когда люди перешли на семейное образование, а потом вернулись обратно в школу? К каким аспектам СО они оказались не готовы?

Не много, но есть. Для многих родителей обычная школа – это в каком-то смысле «камера хранения», куда ребёнок ушёл, и родитель может заниматься своими делами. Так он снимает с себя ответственность. Многие позволяют себе вообще не вникать, чему его там научат, хорошо или плохо. Подразумевается: «Ну они там знают…». Когда принимается решение давать образование дома, то родитель берёт ответственность на себя и, частично, на ребёнка. Иногда он просто не справляется. Нужно организовывать свой день, следить за тем, чтобы вовремя сдавались домашние задания, за оценками. Нужно больше во всё это вникать. Мы, конечно, поможем: позвоним, напишем письмо, уведомим о той или иной оценке, но всё же весь контроль за процессом родитель и ребёнок берут на себя. Самостоятельность тоже свойство, которое нужно воспитывать. Многие наши ученики прекрасно делают всё сами. Но бывают случаи, когда родители переоценивают свои силы, или их жизненные обстоятельства меняются.

Много ли известных, медийных личностей «привели» детей в вашу школу? Могли бы назвать нескольких?

У нас учатся дети известных блогеров или сами дети-блогеры, например Настя Тропицель, @nastyatropi – девочка, которая перешла из своей школы в нашу и долгое время у нас училась. Я помню, потому что делал с ней интервью. @miss.ptitsa, @sveti.la, @annabagrova_handmade, @zdorovyirebenok и другие.

Евгения Рябинина @ryabininaevgenia (детский школьный психолог, стаж более 30-ти лет).

Евгения Рябинина
Евгения Рябинина

Евгения, скажите, пожалуйста, какие основные плюсы и минусы есть в семейном образовании? Рекомендовали бы Вы его и каким детям?

Семейное образование - не новая форма, а ретроспектива прошлого, когда семья самостоятельно обучала ребёнка в соответствии со взглядами и потребностями тех или иных слоев общества. В наше время в Российской Федерации тоже предусмотрено право семьи самостоятельно обучать ребенка дома. В этом случае семья берет на себя всю ответственность за обучение и не освобождается от необходимости получения аттестата о среднем образовании. Это не надомное и не дистанционное обучение, когда дети учатся, как правило, по медицинским показателям, инвалиды, либо в труднодоступных местностях, и государство отчасти участвует в обеспечении этих видов образования. Нет, семейное обучение — это прежде всего выбор семьи. Подходит для детей одаренных, занимающихся искусством и творчеством, для детей из семей, часто меняющих место жительства. Позволяет наряду с общешкольной программой дать ребенку знания по интересам и способностям, развить индивидуальность, творческие умения и нестандартное мышление.

Однако не все дети стремятся к знаниям, и не все родители могут контролировать обучение своего ребёнка вне школы. Нужно серьезно подойти к оценке своих возможностей. Вспоминается классический Митрофанушка. К тому же возможна недостаточная социализация ребёнка, трудности в общении со сверстниками, проблемы с формированием необходимого для полноценного развития и взросления круга друзей. И при профессиональном самоопределении и трудоустройстве в дальнейшем, возможно, будет необходим разумный родительский протекционизм.

Ну что ж, дорогой мой читатель, лично я так и не смогла сделать для себя однозначного вывода: является ли семейное образование «панацеей». А ты?