Изобретателями "средиземноморской" диеты, богатой рыбой и прочими дарами моря, оказались не итальянцы, не португальцы и даже не древние греки, а наши дальние родственники - неандертальцы. К такому выводу пришли ученые, исследовавшие останки доисторических трапез на побережье Португалии. Должно быть, именно любовь к рыбе позволила нашим "кузенам" стать умнее - объем мозга у них был побольше, чем у нас с вами.
Похоже, задолго до ученых о любви неандертальцев в рыбной ловле догадывались писатели, в том числе и авторы детских книжек. Вот как описывает школу каменного века итальянец Мальмузи Лучано, автор повести "Неандертальский мальчик в школе и дома":
«Школа в доисторическую эпоху? Невозможно: люди тогда не умели писать», – возразите вы.
И будете правы! Письменности у нас еще нет, это так, но рисовать мы умеем и вообще, что называется, не лыком шиты.
К тому же и предметы у нас от ваших отличаются: охота, рыбалка и собирательство – ведущие, но я бы не стал пренебрегать обработкой кремня, постройкой хижины, магическим рисунком, заклинанием…
Видите – и нам, детям Ледникового периода, есть над чем корпеть!
Сто лет назад считалось, что неандертальцы были грубыми дикарями, которые передвигались на полусогнутых ногах и едва ли умели говорить. Минувшие десятилетия изменили облик неандертальцев до полной неузнаваемости. Они оказались настоящими интеллектуалами древности, которые заботились о больных и престарелых сородичах, хоронили умерших, поклонялись могущественным сверхъестественным силам и даже изобрели живопись, стоматологию и музыкальные инструменты.
Стоит ли удивляться тому, что эти великие охотники, которые не боялись вступать в схватку с дикими быками и пещерными медведями, оказались еще и искусными рыболовами? Подобно всем доисторическим людям, они употребляли в пищу все, что может насытить желудок. На этот раз вблизи от их очагов обнаружили кости рыб и морских млекопитающих (тюленей и дельфинов), раковины моллюсков, панцири черепах - все. что приносит моря. Останков самих рыбаков там не обнаружили, но, судя по возрасту костей и каменных орудий (от 106 до 86 тысяч лет), здесь могли обосноваться только неандертальские гурманы.
Возможно, неандертальцы били рыбу с помощью остроги или копья, возможно, они плели ловушки или сети (совсем недавно обнаружилось, что они умели прясть). Но в любом случае похоже. что рыбная ловля оказалась полезной для их интеллекта. Это связано не только с тем, что рыбная диета позволила неандертальцам "отрастить" большой мозг, как считает археолог Барселонского университета Жуана Сильян. Интенсивный сбор моллюсков на морском побережье требует не только настойчивости и упорства. но и умения планировать свое поведение, следить за приливами и отливами и отмечать смену времен года, считает археолог Катерина Дука из Института естествознания имени Макса Планка в ФРГ. Находки в пещерах Португалии показывают, что жизнь на берегу моря развивала ловкость и смекалку «первых европейцев» столь же успешно, как и у племен Южной Африки, живших до недавнего времени в условиях каменного века.