Найти тему
Философия

Сравнение взглядов Спинозы и каббалистов о Боге. Часть 2

Несмотря на то, что взгляды Спинозы и Каббалы на Бога похожи по целому ряду признаков, не следует понимать их как идентичность.

Различие в атрибутах

Одна из причин, по которой люди не должны приравнивать их, заключается в том, что атрибуты Спинозы Бога несовместимы, в то время как, с другой стороны, каббалисты считают, переплетение возможно, потому что это учитывает бесконечность Бога, а также его силу.

Если бы один атрибут мог одолеть другого, то это остановило бы тот или иной аспект Бога от бесконечности, что невозможно, поскольку ничто в естественном порядке не имеет силы ограничивать его.

Кроме того, если бы атрибуты Бога могли одолеть друг друга, это означало бы, что только определенные его аспекты будут иметь наивысшую степень власти, в то время как другие нет.

https://www.pinterest.ru/pin/338473728234515802/
https://www.pinterest.ru/pin/338473728234515802/

Бог становится не всемогущ

Проблема, которая возникает в связи с этим аспектом, заключается в том, что Бог будет в какой-то степени всемогущ, а в какой-то степени нет, и, таким образом, он/она не будет действительно всемогущ.

Соответственно, если бы Бог не был по-настоящему всемогущ, он не мог бы поддерживать существование естественного порядка, так как он был бы непоследовательно активен .

Для Спинозы этот вывод, к которому может привести Каббала, нелогичен, потому что непрерывная деятельность естественного порядка устойчива только при наличии вечно активного существа, или Бога.

Более того, Спиноза утверждал бы, что каббалистское утверждение о том, что Бог может быть неактивным порой идет вразрез с реальностью постоянного течения жизни, что, как он утверждал бы, невозможно, поскольку законы естественного порядка или атрибуты Бога существуют без вмешательства .

Бог не играет роли в человечестве

Кроме того, Спиноза отрицает, что люди могут влиять на Бога, и, таким образом, можно утверждать, что он не придерживается строго каббалистского понимания божественного .

Следовательно, Спиноза утверждает, что Бог не является непосредственной причиной человечества, а скорее его конечной причиной.

То есть, хотя люди, в конце концов, могут приписывать Бога как свою причину, точнее утверждать, что они являются производными от причин более непосредственных и близких к их природе, поскольку он не может порождать ничего, что связано с ограничениями или конечностью.

Люди не могут влиять на Бога

Спиноза, в отличие от учения Каббалы, утверждал бы, что, поскольку Бог непосредственно не породил человечество, они не играют роли в его развитии . Более того, Спиноза не верит в то, что Бог работает для достижения какой-либо цели, потому что он уже является полным существом, и, таким образом, каббалистский взгляд на Божественное как на постоянно развивающееся, Спиноза не поддержал бы его.

Различие между каббалистическим и спинозийским пониманием Бога, которое может оправдать то, что спинозизм не взаимозаменяем с еврейской мистикой, - это идея Спинозы о том, что люди не могут влиять на Бога, в то время как каббалисты верят, что могут. По мнению Спинозы, никто не может предшествовать Богу, поскольку никто не может существовать вне его, и, таким образом, никто по-настоящему не отделен от него.

Следовательно, поскольку люди могут существовать только в Боге, они никогда не смогут действовать на него, потому что нет никакой возможности выйти из его границ .

Иными словами, люди несвободны существовать вне природы, потому что ничто не находится вне нее, и, таким образом, Бог свободен от всего, что влияет на него, поскольку, будучи эквивалентным природе, ничто также не является для него эквивалентным .

Заключение

Первой целью этого произведения было дать представление о теориях Спинозы и Каббалы о Боге. Анализируя взгляды из первой работы Спинозы "Этику" и "Существенную Каббалу" Даниила Матта, "Сердце еврейского мистицизма", я пришёл к следующему выводу:

Несмотря на их сходство, я утверждаю, что Спиноза не мистик, а скорее философ, который оправдывал свои позиции, используя рациональные аргументы.

Спиноза, в отличие от каббалистов, отрицает, что все конечное может влиять на все бесконечное, а поскольку люди не вечны, и поскольку Бог есть, то из этого следует, что люди или существа внутри Бога не могут влиять на него.

Наконец, поскольку никто не может влиять на Бога, Спиноза считает, что он беспристрастен по отношению к человечеству, поскольку он является обезличенным существом, что является еще одним утверждением, резко контрастирующим с каббалистскими теориями.