Французский философ-материалист и врач Пьер-Жан Жорж Кабанис говорил так: "Мозг производит дух, как желчь производится печенью". Ту же мысль выражали многие люди с 18 века.
Александр Мень считает, что это высказывание лишено смысла. И желчь, и печень - материальные вещи, которые можно увидеть и измерить. И в трупе все это можно найти. А попробуй найти мысль. Можно увидеть все движения нейронов в голове, но никогда нельзя увидеть самой мысли.
"Когда человек открывает для себя свою сверхвременность, свою необычность, нам говорят: "Это бегство от жизни". Говоря откровенно, этот нравственный упрек я считаю главным и наиболее серьезным аргументом, направленным против идеи бессмертия. Нравственный упрек заключается в том, что люди надеются на тот свет и поэтому в этой жизни не хотят ничего делать по-настоящему. Снижается их социальная активность, возникает позиция аутсайдера, позиция гедониста..."
Но это неверно. И к такому выводу отец Александр пришел, как опытный священник. Неверно, потому что как раз мысль о том, что человек трудится и в вечности отзовется его дело, эта мысль обогащает жизнь по эту сторону черты смерти. Когда нельзя сказать, что все поглотит жерло смерти и бесконечной пустоты, человек автоматически начинает относиться к своей жизни, к себе и к другим людям, к миру более внимательно.
Для человека невозможно по-настоящему представить и адекватно передать переживания потустороннего. Например, те, кто краем глаза увидел потустороннее (люди, которые рассказывают о своих переживаниях во время клинической смерти), не могли подобрать слова и объяснить то, что они на самом деле видели. Им было тяжело описать свой опыт, потому что они переживали подобное впервые, и оно не было похоже ни на что, с чем бы это можно было сравнить.
Например, Иисус Христос в Евангелии, говоря о вечной жизни, подразумевая бессмертие человека, почти никогда не описывает этого состояния. И говорит почти всегда лишь о том, что человек должен делать в этой, реальной для него жизни сейчас, здесь, на земле. Значит, людям пока достаточно знать только то, что эта будущая жизнь есть, и то, что мы сеем в этой жизни, будет прорастать в вечности. Будет там отдаваться эхом.
Отец Александр приводит пример для иллюстрации этой мысли: ему часто встречались люди, у которых были тяжелые жизненные проблемы, и они пытались их решить, уехав куда-нибудь далеко, даже уехав из страны. И, получая от них письма, он убеждался, что все проблемы остались с ними. Человек несет их с собой.
То же самое и со смертью, - это как уехать в другую страну, незнакомую, неизвестную. И ты несешь с собой себя. В своем духе ты перевозишь с собой и добро, и зло, и ничтожество, и величие. Что-то мелкое, ненужное будет перегорать, терять значимость и смысл, спадать, как шелуха.
"Но что будет с тем человеком, вся жизнь которого была погружена во зло, который сеял зло, который жил ничтожно, подчиненный элементарным стихиям, элементарным потребностям? Все будет отрублено в одночасье, и он будет лишен возможностей, потому что не развивал себя духовно".
Те люди, истории которых записал доктор Моуди в книге "Жизнь после жизни", говорили, что теперь они убеждены в бессмертии, но также они убеждены и в том, что оно отражает нашу земную жизнь, и самыми главными элементами там будут два элемента нашей земной жизни: любовь и духовность, поиск истины, мудрости, познание.
Учение о бессмертии является важным движущим фактором той ответственности, которую человек несет за себя и за других, за свои действия, за слова и даже за мысли.
В человеке закодированы величайшие возможности, которые превосходят все необходимости нашей земной жизни. Раскрытие этих возможностей ожидается в процессе бесконечной эволюции, развития духа, на земле этот процесс только начинается.
Немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, основоположник психофизиологии и психофизики Густав Теодор Фехнер говорил, что человек живет не один, а три раза.
Первый раз он живет девять месяцев в своей матери, в это время создаются органы его тела, которые принадлежат еще биосфере.
Потом он рождается, переживая свое рождение как смерть, потому что он задыхается, он отрывается от матери, и пока у него не раскрылись легкие, он переживает нечто похожее на агонию.
Наступает его вторая жизнь, когда сон чередуется с бодрствованием, одиночество заменяется общением. Физический, биосферный элемент человека расцветает до конца и относительно быстро начинает увядать. И в этом процессе духовное начало его начинает интенсивней развиваться, раскрываться и обогащаться.
Потом наступает третья жизнь, в ней вечное бодрствование, там живут духовные существа. Не только определенные люди - пророки, ясновидящие и мистики, но и каждый человек в особые моменты своей жизни может на какое-то время пережить такие редкие мгновения, когда он начинает чувствовать потустороннее.
"В такое мгновение кажется, что вся вселенная вмещается в тебя. Соприкосновение этому опыту будущего, космического сознания - это то, что ожидает человека. Но ожидает его не даром, а как результат его упорного труда".
Отец Александр говорит, что математически доказать бессмертие души нельзя, как нельзя и опровергнуть ее бессмертие.
Когда Александр Михайлович Бутлеров — знаменитый русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, ректор Императорского Казанского университета - пытался с помощью материалов по медиумизму доказать бессмертие души, комиссия, которую возглавлял великий химик, энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев, признала представленные Бутлеровым факты недостаточно убедительными.
Но в своем отчете Менделеев писал, что хотя достоверных доказательств бессмертия души нет, он, как человек, выросший в христианской традиции, предпочитает сохранять веру в бессмертие.
Почему нельзя найти точных доказательств жизни души после смерти, бессмертия человеческого духа? Потому что если бы они были ясными и неопровержимыми, то призыв к творчеству, добру и совершенствованию звучал бы как приказ, как нечто навязанное, как насилие над душой и духом.
"Человек был бы приперт к стенке и не имел бы свободы выбора, и тогда личность была бы унижена. Перед лицом Творца человек только тогда является Его образом, когда он свободно и добровольно идет навстречу Ему, когда, совершая прыжок через пропасть, он осуществляет, как говорил Блез Паскаль, риск".
Может быть, появятся научные данные, которые будут подкреплять наше представление о бессмертии. Но в основе всего должно быть направление нашей воли, - чтобы человек хотел жить вечно, чтобы человек хотел стремиться к добру, чтобы захотел послушать Творца, когда он призывает каждого: "Будьте совершенны", что значит: "Человек, будь так же бесконечно совершенен, как совершенен твой небесный Отец".
И только тогда можно почувствовать в глубине души (и духа), что есть бесконечная Божественная любовь, которая обнимает человека и все мироздание. И человек к этому придет не своими силами, но даром, и этот дар он получает свыше.
Свою лекцию 8 декабря 1989 года отец Александр Мень закончил строчками стихотворения философа и поэта Владимира Соловьева:
Смерть и время царят на земле.
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Источник - цикл лекций Александра Меня "Жизнь после жизни".
Начало здесь:
1. Основная тайна жизни - это бессмертие
2. Человек - это стрела, запущенная в вечность
3. Душу и личное "Я" невозможно уничтожить даже после смерти тела. Попробуйте доказать обратное!
Материал подготовлен: Милена Курганова, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле.
Наш канал "Пространство авторских кукол"
Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"
Галерея "Кукольный переулок" и выставка "Япония. Куклы, сказки и легенды" Измайловское шоссе дом 73ж, Кремль в Измайлово
8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86
Экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых