В конце сентября 1941 года, когда советские фронта рушились один за другим и казалось, что немцев нельзя остановить, каждое боеспособное полнокровное соединение было на счету. Советское командование в ситуации организовывала хоть что-то, что можно было отправить на фронт. Однако, были и достаточно сильные по своей структуре подразделения, буквально элитными на тот момент, одним из таких стала 1-я гвардейская (тогда еще 4-я) танковая бригада.
При этом, бригаде под командованием уже бывалого генерала Катукова, пришлось биться сразу с двумя немецкими танковыми дивизиями 3-й и 4-й танковыми. Однако, у Катукова были танки КВ-1 и Т-34, и лесная местность Орловской области. Тем не менее, бои оказались крайне тяжелыми для бригады, о чем не принято вспоминать, собственно, у нас вообще мало данных о том, а что же произошло после битвы с танками вермахта.
На самом деле, несмотря на колоссальный урон немцам, и сама бригада оказалась в тяжелейшем положении, прежде всего потому, что ее де-факто взяли в окружение 10 октября, однако ночью 11 числа из него вырваться удалось. Виной всему стала последняя неудачная атака на Мценск, который немцам все же удалось занять, в которой также участвовали танки 11-й тб. В итоге, как оказалось, если в обороне части Катукова показали себя прекрасно, задержав на неделю противника, то при попытке атаковать противника они незамедлительно попали в окружение.
В итоге, если в начале сражения количество танков у Катукова было 61 единица, среди которых 7 танков КВ, 22 танка Т-34 и 32 танка БТ-7, то 16 октября, когда дивизия вырвалась из окружения, и получила отремонтированные танки, то их осталось всего лишь 33 единиц, то есть с 3 по 16 октября потеряли около 50% единиц техники. Однако, роль оказалась одной из определяющих, ибо немцы увязли тогда, когда совсем не ожидали сопротивления.
Уже позже сам Гудериан писал, что им пришлось отложить стремительное наступление на Тулу, а русские научились воевать. Кроме того, именно захваченные танки КВ и Т-34 из состава бригады немцы принялись изучать, для того чтобы изменять конструкцию уже свои машин.