Найти тему

Что делать в карантин? Смотреть на 2-4 месяца вперед

Мне часто задают вопрос: "Что делать в карантин?" Хороший вопрос, но для ответа нужно понять, что будешь делать после карантина.

Он закончится очень скоро, когда у государств иссякнут деньги на обеспечение этого режима. Сначала его отменят европейские страны, а затем и Россия. Поэтому надо понимать, что вы будете делать потом.

Предпринимателям сейчас следует без самообмана ответить на вопрос №1: когда закончатся деньги в вашем бизнесе? Со всеми подушками безопасности и сокращениями, которые вы уже сделали, сколько вы протянете?

Посмотрите чуть дальше — на 2-4 месяца вперед, чтобы понять, что будет с вами. Сейчас очень легко сжечь все ресурсы, которые есть, и остаться потом ни с чем. Без бизнеса, без денег, без ресурсов на новый проект.

Очевидно, что ситуация с коронавирусом в России продлится до июня-июля. А если деньги закончатся уже через 2 недели, что делать?
Сохранить ресурсы, чтобы потом у вас была возможность перезапуститься или открыть другой бизнес.

Например, у меня был бизнес с детскими развлекательными аквариумами, расположенными в торговых центрах. Сейчас торговые центры закрыты —  что делать с этим бизнесом? Запускать онлайн-аппараты? Конечно, нет. Надо понять, хватит ли ресурсов на то, чтобы этот бизнес пережил несколько месяцев карантина. Если ответ “нет” —  значит, надо с ним попрощаться.

Кому-то нужно сделать это с текущим бизнесом, если нет других вариантов. Но это не значит, что вы не сможете запустить сейчас или позже что-то еще.

Вообще предпринимателям нужно принять, что рано или поздно свой текущий бизнес вы либо закроете, либо продадите. Исключение — если это уже далеко не 1-й ваш бизнес и вы осознанно строите компанию "на века" масштаба Coca-Cola. Как у нас в Fort Family: мы видим стратегию на 20 лет вперед и понимаем, что этот бизнес будет жить даже после нас. Если у вас сейчас не так, то рано или поздно вы уйдете из этого бизнеса, и это нормально. У меня очень много знакомых предпринимателей, среди них нет почти никого, кто сейчас занимается тем же бизнесом, что и 10 лет назад.  Большинство сменили нишу, либо добавили к ней что-то новое, чтобы начать зарабатывать больше.

Поэтому напомню: самое важное сейчас — сохранить ресурсы, чтобы потом иметь возможность перезапустить бизнес или открыть новый.