Наполеон Бонапарт посадил человека по имени Шарни в тюрьму. Во дворе тюрьмы рос маленький цветок. Над ним на тюремной стене было написано: "Все приходит случайно". Эта фраза в сжатом виде выражает философию французских революционеров. День за днем во время одиноких прогулок Шарни этот цветок учил его вере. Он изготовил для него опору в виде рамки и навес для защиты. Он не верил, что все происходит случайно. Напротив, он думал: "Есть Некто, кто сделал этот цветок таким удивительно прекрасным и сохраняет в нем жизнь". Он стер лживые слова со стены; в своем сердце он верил: "Все сотворено Богом". О любви Шарни к цветку услышала императрица Жозефина, и это заставило ее принять участие в его бедственном положении. "Человек, который так ухаживает за цветком, не может быть плохим", - подумала она. Она настояла на том, чтобы император освободил его. Шарни перенес свой маленький цветок домой, посадил его в теплице и стал старательно ухаживать за ним. Ведь цветок научил его верить в Бога, а также освободил из тюрьмы! Шарни является прекрасным примером того, как "потеря всего" в атеизме становится "великим приобретением" веры!
Еще один пример такого превращения можно найти в 4 Цар. 5. В этой главе рассказывается о том, как Нееман, практичный атеист, потерявший все в жизни, возвращает себе все через веру. Прочтите о его переходе от атеизма к вере в 4 Цар. 5:15-17: «И возвратился к человеку Божию - он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: "вот я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего". И сказал он: "жив Господь, пред лицом Которого стою! не приму". И тот принуждал его взять, но он не согласился. И сказал Нееман: "если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака; потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа"».
Честному искателю Истины приходится сражаться с вопросом существования Бога. Нельзя жизнерадостно протанцевать по жизни, ни разу не задумавшись над этим вопросом. Существование Бога оказывает непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь. Современный человек должен сделать выбор относительно Бога между атеизмом и теизмом. Честный подход требует от каждого дотошного изучения обоих взглядов - ничто нельзя упустить, правилом должно быть всеобъемлющее исследование. Атеизм - это философия, не имеющая укрепленных позиций. Она выстроила систему убеждений, основанных на искажениях и ненависти. Для того, чтобы атеистическая философия была последовательной, нужно, чтобы она нашла смысл в случайной первопричине, осудила, как безнравственные, все нравственные принципы, представила бессмыслицу, как нечто осмысленное, и нашла утешение в безнадежности. Это невыполнимая задача даже для мага, знающего волшебное слово. Атеизм сам разоблачает себя, и честный исследователь не может принять его в качестве жизнеспособной модели существования. После того, как атеизм развенчан, только теизм остается философией жизни. К такому заключению пришли Шарни, Нееман и многие другие, которые приняли теизм, и они правы, потому что теизм - единственный разумный вывод!
ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АТЕИЗМА
Во-первых, полностью теряется понимание происхождения
Согласно философии атеизма, вера в Бога есть пережиток темного, невежественного прошлого. Она утверждает, что всякая связь между нашим происхождением и Богом абсурдна. Согласно атеизму, человек, в конечном итоге, произошел из неживой материи. Вся жизнь превращается в “неживую" материю, которая находится в движении! В соответствии с таким утверждением находится теория, по которой вся жизнь произошла из некоего "первичного бульона", то есть, все живые структуры, даже те, которые отличаются самой высокой сложностью, систематически получались в результате естественных процессов! Эта концепция происхождения не оправдана. Наука утверждает, что все (даже неживая материя) имело начало! Не существует ни единого доказательства в пользу концепции эволюции, столь необходимой атеизму.
Во-вторых, полностью теряется нравственность
Согласно атеизму, человек - это существо, которому присущи лишь инстинкты и импульсивность. Он является более высокоразвитым животным, которое способно сделать выбор, но которое, тем не менее, - всего лишь животное. Атеизм, таким образом, отрицает абсолютную нравственность. Его приверженцы утверждают, что добро и зло относительны и должны пересматриваться каждым новым поколением. Атеизм обрекает человечество на существование, лишенное нравственности. Этот догмат ведет к большой потере - к яме отчаяния, которая ожидает только животное. Мгновенное удовлетворение от проявления инстинкта и импульса "копает ямы, в которых постепенно накапливается грязь. У животных нет выбора. Для них такие ямы являются единственной возможной альтернативой, и поэтому их грязь остается с ними. Однако, люди, будучи побуждаемы нравственным чувством, способны принимать решения которые требуют от «грязевых ям» отчета, и такая подотчетность, согласно Библии, носит вечный характер".
В-третьих, полностью теряется смысл жизни
Атеизм не в состоянии сказать, в чем цель земного существования. Мы здесь случайно, живем инстинктами и, умирая, полностью исчезаем! Какая мрачная философия! Так как у жизни нет духовного смысла, человек питается "отбросами" плотских побуждений и скатывается в яму отчаяния. Лишая человека смысла жизни, атеизм обрекает его на крайне унылое существование.
В-четвертых, полностью теряется надежда
Хотя атеизм утверждает, что эволюция в конечном итоге приведет к утопии человеческой добродетельности, он ошибается. Цель атеизма находится далеко за пределами реальности существования. Человек без Бога не способен на "добродетельность". Выдающиеся умы смертных людей могут создать самые сложные машины, но смертные гении не могут изобрести исполненное надежды существование в земной жизни без Бога! Отсутствие надежды в атеизме остро ощущается его приверженцами. Подумайте над скорбной покорностью полной потери надежды, выраженной лордом Байроном в поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда":
И вновь берет он посох пилигрима,
Чтобы в скитаньях сердце отошло.
Пусть это рок, пусть жизнь проходит мимо,
Презренью и отчаянью назло
Он приведет улыбку на чело.
Изгнав надежду своими основными принципами, атеизм стремится разрушить надежду для всего человечества. Сегодня благодаря его влиянию миллионы относятся к Библии, как к книге, приправленной фантазиями и мифами; считается, что христианство подходит только для детей, вера - удел дураков, а библейские обещания - психологические костыли. Распространяя подобные убеждения, атеисты многих лишили надежды, да почему бы и нет? Отправив надежду в ссылку для себя, атеисты ищут пути и остальным помешать приобрести ее!
В-пятых, полностью теряется здравомыслие
Атеизм крикливо требует подтверждения существования Бога рациональной определенностью. Поскольку он не может убедиться в существовании Бога с помощью органов зрения, слуха и обоняния, он заявляет, что "здравомыслие оправдывает" отвержение Божества. Такое "здравомыслие" есть заблуждение. Атеизм заявляет, что Бога нет, но он не предлагает никаких "разумных доказательств" для такого заявления! "Можно прыгнуть вниз с высокого здания и на протяжении всего пути вниз кричать, что силы притяжения не существует, но, в конце концов, полет закончится, и вместе с его концом придет расплата за подобную глупость". Это в равной степени справедливо и в отношении протестов атеизма об отсутствии "разумного" доказательства существования Бога.
ВОТ ОТВЕТ: ТЕИЗМ ДАЕТ ВЕЛИКУЮ ВЕРУ!
Резким контрастом безжалостной пустоте атеизма стоит выбор, предлагаемый теизмом. Все, чего не хватает атеизму, с избытком восполняется в вере в то, что великий Бог существует! Два неумолимых факта служат в пользу логического обоснования принятия теизма и отказа от атеизма.
Первый: теизм дает единственно приемлемое мировоззрение
Наше "мировоззрение" определяет наше поведение, наши идеи, жизненный опыт и цели. Наше "мировоззрение" дает оценку всем нашим решениям и действиям. Каждый человек руководствуется в жизни своим взглядом на мир. Здравый смысл требует, чтобы мы среди разных мировоззрений выбрали то, которое принесет наибольшую радость и удовлетворение земной жизнью. Как же мы выбираем тот взгляд на мир, который приносит радость и удовлетворение? Вот некоторые критерии, которыми можно воспользоваться. (1) Опирайтесь на факты, что не допустит ложных и произвольных заключений. Это значит, что факты не основываются на искаженном взгляде на мир. (2) Убедитесь, что данное мировоззрение обладает высокой степенью внутренней последовательности. Истина всегда последовательна. Верное мировоззрение не может зиждиться на противоречивых постулатах. (3) Ищите обоснованных объяснений. В отношении взглядов на жизнь смотрите, как подбираются факты, как из умозаключений вытекают теории и насколько осмысленно законы данного мировоззрения предписывают эталоны поведения. (4) Удостоверьтесь, что данное мировоззрение избегает крайностей, не будучи ни слишком простым, ни слишком сложным в своих теориях. (5) Удостоверьтесь, что в нем имеется более одной линии доказательств. Доказательства должны исходить из нескольких источников, и все доказательства должны согласоваться с выдвинутыми теориями. (6) Оно должно быть способно опровергать противоречивые мировоззрения. Его логичность должна предполагать, что оно покоится на основании Истины, что позволяет ему подняться над всеми другими точками зрения на мир.
Выбрав мировоззрение, мы получаем возможность объяснить земное существование в плане его смысла и цели. Такое мировоззрение должно отвечать на три критических вопроса: Является ли оно логически последовательным во всех постулатах? Достаточно ли оно подтверждено данными? Жизнеспособно ли оно и подходит ли современному человеку?
Тщательно изучив все возможные мировоззрения на основании этих критериев, мы увидим, что только теизм предлагает удовлетворительное мировоззрение. Атеизм снова и снова не в состоянии пройти проверку всеми этими критериями! Таким образом, теизм предлагает единственное логичное, последовательное и систематическое мировоззрение.
Второй: теизм предлагает философию жизни, которая лучше всего подходит нуждам человека
Всякое заключение (решение, требующее действия) достигается посредством следующего метода, состоящего из трех этапов: вначале исследуются допущения, затем выдвигаются доводы, и в конце диктуется применимость к жизни. В результате этого процесса обнаруживается уязвимость атеизма и подчеркивается сила теизма. Эти три этапа вместе образуют прочное основание теистической философии.
Метод начинается с логики, которая состоит в последовательном рассуждении. Цель - стремиться к Истине, отвергая заблуждение. Этот первый этап дает понимание того, почему данному факту следует верить и почему надо поддерживать данную систему убеждений.
Разобравшись в логических фактах, следует переходить в область, не подвластную рассуждениям и сосредоточиться на воображении и чувствах (т.е. метод должен быть способен "мечтать"). На этом этапе смертный ум предвкушает будущую удовлетворенность вследствие удовлетворения основных потребностей. На втором этапе кроется опасность: человек может позволить своим чувствам создать некий абсолют, не допускающий рассуждений. Когда такое случается, смертный ум начинает пренебрегать логическими фактами и поддается иллюзии. Зачастую те, кто следует чувствам, пренебрегая логикой, вводят невероятные, извращенные обычаи или же оказываются жертвой невероятных мучений. Вот кое-какие цитаты, которые иллюстрируют эту мысль на примере принятия важного решения о вступлении в брак: "Тот, кто женится от «щенячьей любви», будет иметь «собачью жизнь»!" "Тот, кто влюбился в ямочку на щечке, совершает ошибку, женясь на всей девушке целиком". Когда на этом этапе чувство сообразуется с логическими фактами, тогда смертный ум, исполненный воображения, стремится к благородному и правильному и способствует тому, чтобы сделать мир лучше. К сожалению, многие последователи теизма оказываются незащищенными от искушения позволить чувствам взять верх над фактами. Это точно так же опасно, как и утверждение атеиста, что Бога нет, на основании собственных эмоций. "Тот человек, который в определении истины за исходную точку принимает эмоции, хватаясь за палец чувства, считает, что ухватился за кулак истины".
После того, как факты приняты и подкреплены эмоциями, наступает третий этап: предписываются правила каждодневной жизни. Вот, где даются ответы на все "почему?" Вот проверка действительности. Вот, где проходят испытание нравственные принципы, ибо наша повседневность, наша практика оценивается последовательностью первых двух этапов.
Теизм в состоянии дать самую лучшую философию для земной жизни, потому что он может представить современному уму три основных факта. Во-первых, он может представить разумный образ жизни. Этот разумный образ жизни вполне дееспособен в нашей повседневности. Во-вторых, его предписания могут быть переданы другим поколениям без изменений. В-третьих, теизм является единственной философией, которая способна представить человеку соответствующие доводы относительно того, во что ему верить, проиллюстрировать эту веру, взывая к воображению, которое глубоко коренится в фактических обещаниях, и, наконец, приложить свою веру к предписанному поведению и побудить всех сделать его стилем своей жизни! Эта способность теизма подчеркивает неспособность атеизма сделать подобное. Если атеизм, пытаясь создать определенный стиль жизни, обращается к чувствам и эмоциям, он сталкивается со множеством противоречий. Он не может строить свой образ жизни на основании жизненного опыта, потому что человеческий опыт только приводит к неразрешимым противоречиям. Не может атеизм начать и с фактов, потому что их у него нет. Единственная возможная исходная точка - Истина, которая может быть доказана, испытана и предписана. Философия атеизма совершенно неспособна дать "Истину".
Прочтите 4 Цар. 5, проследив за тем, как сирийский генерал обнаружил, что теизм является единственной действенной философией жизни. Нееман прошел все три этапа в поисках ответа на пустоту и безнадежность своего несчастного существования. Обратите внимание на то, как его собственная жизнь иллюстрирует этот процесс.
Он приехал в Израиль с мировоззрением, которое принимало все религии. По сути своей он был атеистом-прагматиком, потому что у него не было абсолютной веры в Бога, но он принимал любого "бога", пока это работало в его интересах. Прагматизм - направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Когда он прибыл в Израиль и нашел Елисея, он был готов принять "его Бога" (4 Цар. 5:11). Когда Нееман был исцелен от проказы, он убедился, что есть только один Бог (4 Цар. 5:15). Что повлияло на такое резкое изменение мнения за такое короткое время? Нееман, очевидно, рассуждал так, как описано выше, и пришел к выводу, что есть только один Бог. Это видно из следующих наблюдений: он получил фактическое подтверждение силы Божьей вне области чувств (ст. 11, 15). Затем он убедился, что в данных фактах нет противоречий, и это нельзя отрицать: когда он послушался, он был очищен (ст. 13, 14). Основываясь на фактах и своем опыте, он дальше пришел к заключению, которое предписывало определенное поведение (ст. 15—17). Прежде, чем Нееман уверовал в истинного Бога, с ним была лишь пустота атеистической философии. После того, как он изменил свое мировоззрение, его жизнь стала полной и содержательной. Он смог уйти "с миром" (ст. 19), потому что нашел одного истинного Бога. Аналогичный переход от полной утраты к великому приобретению остается возможным и для всех честных ищущих людей в настоящее время!
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ
Проблема атеизма и теизма - не тот вопрос, по поводу которого лишь интеллектуалы устраивают свои дебаты. Эта проблема касается каждого человека. Когда человек принимает решение, верить или не верить в Бога, он тем самым неизбежно принимает и три основных последствия своего решения.
Первое: при выборе одной из двух философий мы выбираем между совершенным величием и конечностью судьбы человечества! Атеизм может предложить человечеству только самые безотрадные перспективы. Единственная надежда для человечества - только в теизме. Вот, где атеист должен честно признать жестокость своей позиции.
Второе: наш выбор одной из двух философий будет решающим в вероятности либо приобретения нами бесценного дара, либо необратимой утраты всего. Те, кто выбирает атеизм, не будут иметь ни надежды, ни смысла, ни ценности жизни. Как может здравомыслящий ум сделать такой выбор?
Третье: этот выбор отражает готовность или отказ признать нашу потребность в Боге. Атеист часто отвергает Бога не на основании рассуждений интеллекта или фактических свидетельств, а из-за своевольного высокомерия. История запечатлела такое отношение у Романтических поэтов. Ирония их судьбы в том, что сами их творения отображают пустоту и тщетность их позиции. В своем стихотворении "Озимандия" Перси Биши Шелли описывает тщетность атеистической самонадеянности. Рассыпающаяся статуя в стихотворении говорит такие слова:
"Я - Озимандия, я царь земных царей.
Бессильна мощь владык пред волею моей".
И что ж! Кругом следы гигантского крушенья,
Бесплодный, выжженный простор нагих степей,
И стелется песок без жизни, без движенья.
Правдиво описание, данное Шелли, заносчивого атеиста. Вера в существование Бога или Его отсутствие показывает желание или нежелание смирить себя и признать свою нужду в Божьей силе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировоззрение человека является решающим при определении цели и счастья в жизни. Единственным разумным мировоззрением является то, которое рассматривает земную жизнь, как период подготовки к небесному великолепию. Это приводит нас к тому, что мы видим всю Божью работу на земле (Деян. 17:24-28). Это заставляет нас увидеть, что Бог действительно существует (Дан. 2:28). Это указывает на потребность всех людей смотреть на мир с точки зрения теизма. Такая потребность показана на примере высокомерного Навуходоносора, который, в конечном итоге, изменил свою точку зрения на мир и принял теизм (см. Дан. 2:47; 4:34-37).
Рассмотрение земной жизни с точки зрения, когда в центре стоит Бог, позволяет нам видеть любовь Всемогущего, Его желание быть познанным смертными и готовность спасти падшего человека (см. Деян. 17:27; Ин. 3:16). С христианской точки зрения не случайно, что в начале милостивый Бог создал человека для общения в великолепии Эдема. И не случайно, что тот же милостивый Бог завершает последнюю книгу Библии с такой же любовью, с какой Он призывает человека: "Приди!" (Отк. 22:17).