Найти тему
Irina Nikolaevskaya

Домашний террор

Вы уверены, что никогда не подвергнетесь насилию? Если да, то не читайте дальше. Этот пост не для вас, а про других вам читать не интересно.

Я же не рискую утверждать, что меня минует сия чаша. Однако, и не настолько боюсь этого, чтобы прятаться за мифами, видящими логику в действиях насильника и агрессора.

Статистика преступлений говорит, что любой человек может стать жертвой насилия, для этого не надо совершать каких-либо провокационных действий, вести себя неправильно или аморально.

Собственно, и опознать насильника до момента совершения преступления совершенно невозможно. Он выглядит как ваш друг, сосед, муж и брат. А иногда, как ваша мама, тетушка или заботливая бабушка.

Именно это и делает насилие таким страшным: оно рядом. Сексуальное насилие или домашнее насилие чаще всего совершается знакомым и близким человеком. А агрессор чаще всего выходит сухим из воды.

Нынешняя ситуация карантина эту безнаказанность только подкрепляет.

Мы находимся в домах, в стеснённых финансовых и физических условиях со своими родными.

Мы испытываем стресс. Переживаем из-за потери дохода или работы, чувствуем, как земля уходит из под ног. Мы пытаемся снимать стресс алкоголем, перееданием или чем-то ещё. Потому что мы чувствуем свое бессилие в ситуации неопределенности.

Все тоже самое ощущают агенты домашнего насилия. Эмоциональное раздражение переходит порог, с которым они ещё могут совладать, и происходит реакция, которую в состоянии алкогольного опьянения сдержать почти невозможно. Чаще всего агрессор является психологически нестабильным человеком, который компенсируется, избивая своих жертв. Он находит виноватого в своем бессилии и выплёскивает на него всю свою ярость. После чего может вернуться к нормальной жизни, выполнению своих обязательств, роли достойного гражданина и отца семейства. И только ссадины и подтёки на телах его жертв неделю или две, напоминают ему о его слабости. Это я описала радужный сценарий без нанесения тяжёлых увечий, без ежедневных истязаний.

Самоизоляция создает все условия для того, чтобы росло число случаев безнаказанного домашнего насилия.

Семьи теряют доход. Часто под сокращение первыми попадают женщины с детьми, ведь у них на порядок больше больничных листов.

Это означает, что матери теряют экономическую независимость. А для многих это означает полную зависимость от мужа и его настроения.

А настроение это отнюдь не в розовых тонах. Насильник делает своих жертв ответственными за всё своё недовольство жизнью и собой. Не ладится на работе - слишком сильно шумели дети. Денег не хватает на аренду квартиры, виновата жена и ребенок, просто потому, что они есть. Он кажется себе старым и больным, даже в этом можно обвинить близкого человека, который не может ответить. А сейчас мы все чувствуем себя именно так, измученным жизнью и затравленными. Немудрено, что соблазн поднять руку на сидящее в месячной изоляции дитя может проснуться даже у тех, кто раньше о подобном и не помышлял.

С введением жёстких карантинных мер для многих наступила эра домашнего террора. Они живут в ежедневном ужасе, ожидая пинка, толчка, окрика и удара каждый день, каждый час. Но и испытывая огромное чувство вины за свое раздражение и неспособность сдержать гнев.

Женщины и дети не могут выйти на улицу, пойти на работу или в школу, где они обыкновенно могли спрятаться, куда они сбегали от жестокости. В чем могли найти утешение. Им стало ещё сложнее обратиться за помощью, уехать на время от побоев к дальним родственникам или друзьям. Их синяки не увидят и вопросов не зададут. Поликлиники и травмпункты не принимают или работают в особом режиме.

Нападающий тоже не может переключиться, компенсироваться победами на бизнес-фронтах, снять раздражение посиделкам с друзьями или посещением фитнеса.

В таких условиях агрессору сложно себя контролировать. Кроме того, он не встречается с последствиями своих действий. Никто и ничто не может доказать его вину. Он может безнаказанно избивать и насиловать своих жертв, ведь сами они противостоять ему не могут, государственные институты защиты не работают, а социального порицания и остракизма можно легко избежать. Более того, найдутся даже те, кто оправдают его вспышки жестокости и осудят жертву, особенно если он - "кормилец" семьи.

В случае домашнего насилия, в первую очередь надо подумать о своей физической безопасности, а потом о психологическом здоровье.

В этот период важно помнить, что на самом деле вы не одни. Что существуют центры помощи жертвам домашнего насилия.

Работают бесплатные телефоны доверия и убежища. Существуют службы психологической помощи как жертвам, так и агрессорам. Ведь безусловно, надо спасать обе стороны конфликта. Все телефоны имеются в сети, такие центры работают во многих городах нашей страны.

Ещё одна важная деталь, домашнее насилие можно предотвратить, если вовремя обратиться за психологической помощью, индивидуальной или семейной. Если люди находят общий язык, им незачем переходить на язык пощёчин и крик. Если жизнь гармонизируется, то нет того эмоционального напряжения, с котором бы Вы не могли совладать, оставаясь человеком.

Если Вам нужна психологическая поддержка, я буду рада помочь. Пишите для записи на W/A 8 921 7441307