Найти тему
Vertex Primus

Перспектива и деление

В предыдущих двух статьях мы видели каким образом происходит деление на две части

https://zen.yandex.ru/media/id/5e9c3e06f920f87d43b42718/kanony-i-glazomer-5ea1308e947b27102f9f08df

и на три

https://zen.yandex.ru/media/id/5e9c3e06f920f87d43b42718/taina-puti-i-delenie-na-tri-5ea3d65a102eee24419ceabc

при помощи мелодического канона.

Возникает два естественных вопроса:
1) Существует ли метод деления на любое число долей
2) Зачем эта вся возня с делением нужна художнику, который должен руководствоваться исключительно вдохновением, интуицией и глазком.

Ответ на второй вопрос вытекает из ответа на первый,
Им и займемся.

Очевидно, что умея делить на два и на три, мы можем делить на любые степени двойки (4,8 ,16,32) и тройки (9,27) а также на их сочетания (6,12, 18, 24)
На практике на самом деле максимальная доля составляет 32 (при больших форматах) и 16 (при малых) - более мелкие доли просто не воспринимаются эмоционально-физиологически - т.е. вы не ощутите этого отношения и взаимодействия с другими долями. Это соответствует музыкальной теории, в которой интервалы меньше малой секунды не обозначаются , а интервалы меньше половины малой секунды
практически не улавливаются слухом .

Однако и в этом пределе есть много интересных долей - например, две пятых и три седьмых - одни из самых любимых пропорций у японских мастеров гравюры укиё-э.

Можно ли их взять с такой же легкостью при помощи мелодического канона?
И да - и нет.

Существует геометрическая теорема о диагоналях трапеции. Разбирать ее мы не будем, нам нужна только ее суть.

Если взять трапецию (четырехугольник с двумя параллельными сторонами) и провести в ней диагонали, то получится точка пересечения (О)

Если через эту точку провести линию, параллельную основаниям (PK) , то длина этой линии равна среднему гармоническому от обоих оснований.

Что это все значит ( для тех,кому лень ковыряться в дремучих закромах школьной геометрии)

Прежде всего - что такое среднее гармоническое?

Думаю, все знают, что такое среднее арифметическое.
Средним арифметическим между скажем 2 и 4 будет 3. Между 4 и 8 будет 6.

Среднее же гармоническое - подобно среднему арифметическому, только для долей.

Например, среднее гармоническое между 1/2 и 1/4 будет 1/3.А между 1/4 и 1/8 - 1/6. Собственно "гармоническим" оно называется потому, что именно доли лежат в основе музыкальной гармонии.

А что это значит?
Это значит, что умея находить половины и трети мы можем всегда найти все остальные доли.

Например, нам нужно найти 1/5.

Мы можем определить 1/6 (1/3 разделить пополам) и 1/4 (половину разделить пополам).
Если 1/6 отложить на одной стороне лист, а 1/4 на противоположной,соединить их, то получится... трапеция.
Потом осталось провести диагонали и через точку пересечения провести линию параллельную основаниям. И мы получаем 1/5

Аналогично, если мы хотим получить 3/7, мы просто берем на одной стороне листа 3/8, а на другой 1/2 (т.е. 3/6)

-2

Да, это сложный и продолжительный процесс - намного быстрее использовать гармонический канон.

Кроме того, возникает вопрос - как проводить точные прямые линии и еще параллели строить. Мелодический канон тут не особо поможет. Именно поэтому я сказал- "и да и нет".

Но этот метод открывает нечто важное. Ибо это не что иное, как в точности ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ.

Именно так строят одноточечную перспективу в художественных школах и вузах - и другого способа они не знают.

Вспомним, как это делается.

1) Определяется стасис диаграммы (линия горизонта).

-3

2) Определяется корис диаграммы (вершина перспективы).

-4

3) Устанавливается васис

-5

4) Определяется одос (путь) диаграммы

-6

5) Задается рифма диаграммы (ритм перспективы)

-7

5) Находится месоптерома (среднекрылие) - средняя линия трапеции

-8

6) Через месаптерому проводятся экзоптеры (внешние крылья)

-9

7) Концы крыльев указывают на новую рифму диаграммы.

Это построение в византийской теории живописи имеет свою духовную мистическую аналогию. Каждая рифма имеет шесть крыльев - два в среднекрылии, четыре внешних крыла, и рассматриваются как некое подобие серафимов из видения пророков Иезекииля. Исайи и апостола Иоанна Богослова. Соответственно, корис-вершина диаграммы(перспектвы)  рассмаривается как троп (подобие) Пресвятой Девы-Престола Божия , поскольку "корис"- вершина и "кора" - Дева по-гречески слова однокоренные.
Это построение в византийской теории живописи имеет свою духовную мистическую аналогию. Каждая рифма имеет шесть крыльев - два в среднекрылии, четыре внешних крыла, и рассматриваются как некое подобие серафимов из видения пророков Иезекииля. Исайи и апостола Иоанна Богослова. Соответственно, корис-вершина диаграммы(перспектвы) рассмаривается как троп (подобие) Пресвятой Девы-Престола Божия , поскольку "корис"- вершина и "кора" - Дева по-гречески слова однокоренные.

Очевидно, это то же самое построение, как при определении среднего гармонического.

Разница тут только в том, что в делении мы находим среднее гармоническое (α Χ β) , а в построении перспективы - определяем следующий гармонический член по двум предыдущим (α β Χ).

Это открывает еще одну тайну перспективы - или диаграммы по ее настоящему имени.
Перспектива есть не что иное, как взятие гармонических долей.
1/2 , 1/3 , 1/4 .... (или - 3/4, 3/5 3/6)
Когда вы строите в перспективе куб или здание или интерьер, вы не что иное делаете , как берете доли в соответствии с гармонией объекта .

Иначе говоря, перспектива РАСКРЫВАЕТ гармонию строения объекта. Объем и структура объекта скрывают музыкальную гармонию, которая обнаруживается только в перспективе. В пути взгляда.

Взгляд художника на объект в этом случае подобен руке музыканта, прикасающейся к струнам арфы.

-11

Таким образом, мы получаем ответ на второй вопрос - зачем художнику эти доли.

Линия-путь связана с перспективой-диаграммой через доли-пропорции.
Линия, доли и перспектива образуют собой триединое неразрывное целое, что является глубинной основой любого изобразительного искусства ( и не только его)

Если же глянуть глубже , то мы обнаружим, что эта основа основ имеет некую тройственную структуру из трех разновидностей делений пополам.

1) Простое деление на 2

2) Бесконечное деление на 2 с изменением направления (деление на 3)

3) Деление на 2 при помощи диагоналей трапеции.

В этом отношении вся картина мироздания представляет собой , как ни парадоксально, сложную комбинацию этой троицы делений.