Найти тему
Ростляндия

О социализации в школе и её последствиях

В среде подростков каждый день происходят драмы, трагедии,которые остаются незамеченными  учителями и родителями
В среде подростков каждый день происходят драмы, трагедии,которые остаются незамеченными учителями и родителями

На фоне дистанционного обучения родители рассуждают о школе как средстве социализации.

Высказываются две противоположные точки зрения.

1) Социализация – главная задача школы. Говорят, что научиться можно где угодно. Но оказываться в разных ситуациях, требующих решения – только в школе. Утверждается, что это и есть социализация.

2) Школа – не единственное место, где ребёнок может социализироваться. Поэтому вполне можно обойтись без традиционного обучения. Альтернативные варианты – домашнее, дистанционное обучение в сочетании с кружками, секциями и т.п. – позволяют получить более качественное обучение и сохраняют нервы родителям и детям.

Одна из видимых школьных проблем  - перегрузки, которые приводят к нервным срывам
Одна из видимых школьных проблем - перегрузки, которые приводят к нервным срывам

Возможно, истина где-то посередине. Но мне очень нравятся сторонники второй точки зрения. Потому что они готовы взять на себя всю ответственность за своих детей. Не делить её с государством и школой.

Школа, конечно, решает некоторые задачи социализации детей. Но иногда ценой жизни этих детей. Потому что результатом в некоторых случаях становится суицид подростков.

Ещё одна проблема - насилие подростков по отношению друг к другу. Тоже может подолгу оставаться вне поля зрения взрослых
Ещё одна проблема - насилие подростков по отношению друг к другу. Тоже может подолгу оставаться вне поля зрения взрослых

Мне кажется, с проблемой социализации учащихся более успешно справлялась советская школа.

Во-первых, советская школа была адекватной моделью советского общества. А сейчас это далеко не всегда так.

Во-вторых, взаимоотношения между учениками, учителями и учениками были гораздо более тёплыми, человеческими.

Хотя, возможно, время заретушировало существовавшие тогда проблемы. Происходит идеализации того, чего уже нет.

Стоит только вспомнить фильм "Чучело" Ролана Быкова - и идеальная картинка советского прошлого очень сильно тускнеет.

Самоутверждение часто происходит посредством унижения других
Самоутверждение часто происходит посредством унижения других

Дети приходят в школу уже с каким-либо опытом взаимодействий в обществе. Если ребёнок посещал детский сад – вопрос только в том, чтобы вписаться в новый коллектив.

Если не посещал дошкольного учреждения, всё равно имеет определённый социальный опыт, полученный в семье, организациях дополнительного образования, во дворе. И этот опыт, как правило, более лояльный.

В школе с первых дней начинает выстраиваться иерархия. Успевающие-неуспевающие, дисциплинированные-хулиганы, обеспеченные-менее обеспеченные-малообеспеченные.

Большинство переживаний подростков связаны совсем не с успеваемостью
Большинство переживаний подростков связаны совсем не с успеваемостью

Комплексы, сформировавшиеся в школе, могут сопровождать человека всю жизнь. Стрессы, пережитые в школе – создать длительные психологические проблемы. Родителям трудно контролировать ситуации даже когда дети учатся в начальной школе.

Бывают случаи, когда школьная социализация приносит больше вреда, чем пользы.

Школа – место, где «навешивают» ярлыки. Причём на каждого ученика. Комплекс отличника, чаще отличницы – не меньшая проблема, чем комплекс неудачника.

Часто обсуждают проблемы, которые ученики создают учителям. Реже - если это не что-то выходящее за рамки закона - обратную ситуацию
Часто обсуждают проблемы, которые ученики создают учителям. Реже - если это не что-то выходящее за рамки закона - обратную ситуацию

Моя подруга – учительница от Бога. Любит свою профессию, школу, внимательна к ученикам, человечна. Когда её трое детей учились в школе, она говорила: «Школа – это монстр».

Проблемы, созданные родителями, сформулированы достаточно определённо. Созданные самой школой и системой образования в целом - только на уровне полемики
Проблемы, созданные родителями, сформулированы достаточно определённо. Созданные самой школой и системой образования в целом - только на уровне полемики

У меня ощущение, что лучшее, что было в советской школе, уничтожили, а худшее сохранили. Не думаю, что добровольная самоизоляция в виде домашнего обучения – единственный способ решения проблем. И как же хочется другую школу. Безопасную, психологически комфортную, развивающую каждого ребёнка.

Ссылка на источник фотографий:

https://go.mail.ru/search_images?fm=1&rf=https%253A%252F%252Fgo.mail.ru%252F&q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20-%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&frm=web#urlhash=7931768063680748143