На фоне дистанционного обучения родители рассуждают о школе как средстве социализации.
Высказываются две противоположные точки зрения.
1) Социализация – главная задача школы. Говорят, что научиться можно где угодно. Но оказываться в разных ситуациях, требующих решения – только в школе. Утверждается, что это и есть социализация.
2) Школа – не единственное место, где ребёнок может социализироваться. Поэтому вполне можно обойтись без традиционного обучения. Альтернативные варианты – домашнее, дистанционное обучение в сочетании с кружками, секциями и т.п. – позволяют получить более качественное обучение и сохраняют нервы родителям и детям.
Возможно, истина где-то посередине. Но мне очень нравятся сторонники второй точки зрения. Потому что они готовы взять на себя всю ответственность за своих детей. Не делить её с государством и школой.
Школа, конечно, решает некоторые задачи социализации детей. Но иногда ценой жизни этих детей. Потому что результатом в некоторых случаях становится суицид подростков.
Мне кажется, с проблемой социализации учащихся более успешно справлялась советская школа.
Во-первых, советская школа была адекватной моделью советского общества. А сейчас это далеко не всегда так.
Во-вторых, взаимоотношения между учениками, учителями и учениками были гораздо более тёплыми, человеческими.
Хотя, возможно, время заретушировало существовавшие тогда проблемы. Происходит идеализации того, чего уже нет.
Стоит только вспомнить фильм "Чучело" Ролана Быкова - и идеальная картинка советского прошлого очень сильно тускнеет.
Дети приходят в школу уже с каким-либо опытом взаимодействий в обществе. Если ребёнок посещал детский сад – вопрос только в том, чтобы вписаться в новый коллектив.
Если не посещал дошкольного учреждения, всё равно имеет определённый социальный опыт, полученный в семье, организациях дополнительного образования, во дворе. И этот опыт, как правило, более лояльный.
В школе с первых дней начинает выстраиваться иерархия. Успевающие-неуспевающие, дисциплинированные-хулиганы, обеспеченные-менее обеспеченные-малообеспеченные.
Комплексы, сформировавшиеся в школе, могут сопровождать человека всю жизнь. Стрессы, пережитые в школе – создать длительные психологические проблемы. Родителям трудно контролировать ситуации даже когда дети учатся в начальной школе.
Бывают случаи, когда школьная социализация приносит больше вреда, чем пользы.
Школа – место, где «навешивают» ярлыки. Причём на каждого ученика. Комплекс отличника, чаще отличницы – не меньшая проблема, чем комплекс неудачника.
Моя подруга – учительница от Бога. Любит свою профессию, школу, внимательна к ученикам, человечна. Когда её трое детей учились в школе, она говорила: «Школа – это монстр».
У меня ощущение, что лучшее, что было в советской школе, уничтожили, а худшее сохранили. Не думаю, что добровольная самоизоляция в виде домашнего обучения – единственный способ решения проблем. И как же хочется другую школу. Безопасную, психологически комфортную, развивающую каждого ребёнка.
Ссылка на источник фотографий: