Сегодня оставим в покое асаны (и прочие гимнастические выкрутасы) и поговорим (все-таки) о более существенных для практикующего йогу вещах. А таковыми являются философские и духовные установки.
В моих предыдущих постах уже рассказывалось о таких важных понятиях, как ахимса, вивека, абхьяса.
Сегодня - немного о санскритском термине "парампара" (parampara). Если совсем кратко, то это прямой способ передачи знаний (как правило, очный) от одного (учителя) к другому (ученику).
Анализируя прожитую часть своей жизни, я прихожу к однозначному выводу, что единственно верный способ чему-то научиться, это найти своего учителя. Не учебное заведение, не курсы, не мастер-классы и семинары, где преподают продвинутые педагоги, а того (может, единственного во всем мире) человека, который искренне желает передать тебе свой опыт и сможет это сделать хорошо.
По моему разумению, учитель - это тот, кто прежде чем чему-то обучать, старается понять внутреннее мироустройство ученика, изучить его натуру, темперамент, характер, привычки и реакции, а на это может уйти достаточно много времени. Учитель принимает естество своего ученика как данность и вырабатывает стратегию и тактику работы с ним (в зависимости от способностей и усидчивости последнего).
Поиск учителя занимает (нередко) годы, а когда ученик (наконец-то) находит его, то начинается взаимная притирка посредством обоюдного терпения и рвения, проб и ошибок, успехов и провалов. Вообще, образование - это тяжелейший труд, т.к. требует постоянной физической и душевной отдачи.
Половина успеха ученика заключается в изначальном безусловном доверии учителю (в исключении критического отношения к тому, что предлагает учитель). Вторая половина - в самостоятельной (внеклассной) работе ученика над теми знаниями и навыками, которым обучает учитель.
Вернемся к "парампаре". Итак, это непрерывная цепь преемственности в передаче знаний от учителя ученику - и так из поколения в поколение. Таким образом, каждый последующий в парампаре — ученик предыдущего.
Учителем становится только тот ученик, который достиг совершенства в своем образовании и нравственно готов передавать знания другим, в противном случае есть риск искажения учения. Бывает и намеренное (осознанное) отступление от линии преемственности, но это уже совсем другая история.
Можно сказать, что парампара - это, своего рода, генеалогическое древо, где звеньями являются не кровные родственники, а учителя и их ученики. Во многих духовных и религиозных практиках первым гуру (родоначальником парампары) является либо сам бог, либо его пророк (риши).
Современными примерами парампары являются школы "Аштанга-йоги", "Йоги Айенгара", "Шивананда-йоги" и т.д. Интересный факт, что в некоторых индийских течениях (школах) ученики часто живут с учителем под одной крышей, фактически, становятся членами его семьи. Это позволяет обучаемому глубже проникать в суть учения своего гуру, каждодневно и непосредственно от него получать наставления и не отвлекаться на постороннее.
Прочная парампара (преемственность поколений) прослеживается не только в йоге (и, вообще, в духовных практиках), но и среди врачей, музыкантов, актеров, ученых, ремесленников и тружеников многих других профессий.
Желаю всем найти своего гуру, "выжать" из него все знания и весь опыт, а, когда придет время, самим стать для кого-то мудрым учителем!
Мой сайт zyoga.ru (информация об онлайн-занятиях йогой на главной странице сайта)
Мой канал в Telegram @zyogaru