Как писала балерина в своей книге «Я, Майя Плисецкая», она почти всю свою творческую жизнь мечтала воплотить в балете историю Кармен. Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. И когда ни Шостакович, ни Хачатурян не смогли помочь ей в этом, а в Москву приехал на пару дней с гастролями кубинский хореограф Альберто Алонсо, Плисецкая побежала к нему за кулисы и спросила очень эмоционально и твердо: — Альберто, Вы хотите поставить Кармен? Для меня? — Алонсо ответил: Это моя мечта….
Едва получилось пригласить Алонсо в Москву, визу ему дали на несколько дней, за проживание в гостинице платили артисты Большого, те, кто участвовал в балете «Кармен-сюита», разумеется. Долго решалось, какую музыку использовать в балете, рискованно было брать Бизе, а другое не приходило в голову. Но все-таки, сидя ночью и размышляя над балетом в квартире Плисецкой и Щедрина, кубинский хореограф выпалил: — Делайте на Бизе! Сроки поджимали, музыка была нужна срочно. Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно переработал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и «Арлезианки» Жоржа Бизе.
В партитуре Щедрина особый характер придавали ударные инструменты, различные барабаны и колокола. Музыка Бизе в аранжировке Щедрина звучала ново и остро. Реакция на новый балет была негативной, Плисецкую уговаривали больше не танцевать этот ужасный, развратный балет, грозились увольнением, ставили замену спектакля. Но Плисецкая добилась своего, не без помощи Щедрина балет включили в афишу Большого театра. Раз от разу "Кармен" набирала успех и, в конце - концов, стала выезжать и на гастроли.
Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики. "Когда испанцы мне крикнули “Оле!”, я поняла, что победила", — говорит она.
Майя Плисецкая и ее танец был таким изысканным и новым, ее инициатива, тяга к новым балетам, сотрудничество с такими хореографами мирового масштаба, как Алонсо, Якобсон, Бежар, подарило театру потрясающие шедевры в области хореографии и балета.
Майя Плисецкая стала звездой, ее слава достигла апогея, и равных в балете ей нет. Она стала примером для подражания, ее стиль и чувство моды поражают, но ведь среди ее близких друзей числится всемирно известный кутюрье Пьер Карден, и для него Плисецкая была музой, и многие свои наряды Карден преподносил русской балерине в подарок.
В Репертуаре Майи Плисецкой десятки интереснейших работ и во многом ее поддерживал и вдохновлял Родион Щедрин. «Я ценю подарки Щедрина, он подарил мне балеты. Что может быть ценнее, кольцо или балет? Щедрин продлил мою балетную жизнь минимум на 25 лет – как сказала сама Майя Плисецкая, в интервью передаче «Абсолютный слух».
Майя Плисецкая в роли Кармен