Найти тему
А мы и не знали

Про Вирус в короне и Царицу полей

Происходящее сегодня оставляет впечатление сумятицы: ограничения проезда, пропуска для поездок на дачу, бесконечные сбои сети, задержания и штрафы... Но всему этому есть научное объяснение, и есть исторический опыт! Ой, зря говорят, что история ничему не учит. Скорее, у многих нет охоты учиться.

Все решения властей проводят в жизнь бюрократы. И есть математические модели, показывающие, что чем больше в иерархической системе ступеней управления, тем меньше вероятность сохранить устойчивость, просто потому что в кризисных условиях столь сложная система, с одной стороны, неправильно реагирует на управляющий импульс «сверху», а с другой – властная верхушка получает неверные сигналы «снизу», и дальше её управление перестаёт быть адекватным. При крупных катаклизмах система со стопроцентной вероятностью входит в режим хаотизации, утягивая за собой всё общество.

В 1937 году в СССР высшая партийная «элита» в ответ на планы Сталина ввести выборы в органы власти на альтернативной основе (что с большой степенью вероятности лишило бы «элиту» власти, в чём, собственно, и был план Сталина), навязала чистку политического поля от контрреволюционных элементов. Конечно, враги Советской власти были! Однако никто не думал, что их много: наоборот, речь шла о нескольких десятках тысяч на всю страну, и на эти тысячи были составлены «квоты» репрессирования. Предполагалось, что на удаление этих врагов от политической жизни хватит трёх месяцев.

Это решение, попав на исполнение в бюрократический аппарат, породило то, что известно теперь как «сталинские репрессии». Что произошло? А вот, смотрите. На днях президент Путин предупредил губернаторов: «если не будет что-то вовремя доделано (в борьбе с коронавирусом), буду рассматривать это как (вашу) преступную халатность со всеми вытекающими последствиями, не только административного характера». И будьте уверены, каждый губернатор сказал что-то похожее своим подчинённым (начальникам областной полиции, медицины, гражданской обороны, потребнадзору, главам районных администраций и т.п.), а те – своим подчинённым. В 1937-м каждый региональный партбонза точно так же доводил бюрократам своего региона установку по борьбе с «врагами народа». И каждый бюрократ знал: не выявишь врагов, сам попадёшь в их число. Затем подключились директора заводов, начальники отделов НИИ, председатели колхозов и прочие, кого, если промолчит, могли обвинить в сокрытии врагов.

Надо ли удивляться, что «наверх» (а также и в газеты) валом пошли сообщения об ужасно большом количестве врагов и заговоров. А как может реагировать любой адресат, в том числе редактор газеты, получая такие сообщения? Усомниться? Выступить против? Или поддержать?.. В итоге бюрократическая бесовщина продлилась больше года; количество репрессированных достигло 1,6 млн человек, в том числе около семисот тысяч получили по «высшей мере» .

Другой пример развалила стабильности стараниями многоуровневой бюрократической системы. Н.С. Хрущёв, съездив в 1959 году в США, решил, что СССР должен догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения, и что «мясную» программу надо выполнять через кормопроизводство, которое, в свою очередь, упирается в структуру посевных площадей. И велел перейти к посевам кукурузы, которая и зерно даёт, и зелёную массу на силос.

Курс на создание устойчивой кормовой базы был правильным: только так можно содержать современное животноводство. Но чиновники аппарата, опасаясь попасть под ответственность за невыполнение, приказывали сельским хозяйствам сеять кукурузу даже там, где она не могла расти по природным показателям, «продвигали» её аж за Полярный круг. Любой из них мог быть прекрасным человеком, культурным и политически грамотным. Но поведение бюрократа зависит не от его качеств, а от правил системы. Так было, и будет впредь, к сожалению.

Отчитаться, что, «простите, не выросло», не рисковали; начались массовые приписки. Получая эту «липу», высшие вожди убеждались в правильности курса, и соответственно давали новые поручения по севу «царицы полей». Газеты задыхались от восторга, описывая успехи!

-2

Но указания «сверху» касались только сева. Созданием условий для хранения и вывоза урожая никто не озаботился. Даже наоборот, могли обвинить в паникёрстве и нецелевом расходовании средств. Поэтому там, где кукуруза всё же вырастала, урожай часто пропадал. Самое же ужасное, что посевные площади под эту культуру росли за счёт других культур! В итоге кормовая база не только не выросла, но и уменьшилась. Чтобы выполнить план по сдаче мяса государству, на селе начали массово забивать скот. Поголовье резко сократилось, и мясо подорожало.

Нынешняя наша бюрократия не лучше прежней, а кое в чём хуже. Что ни говори, в Советское время в основе жизни была идеология, базировавшаяся на интересах трудящихся, то есть большинства. Под эту идеологию подстраивалось всё остальное: способ перераспределения собственности (экономика), порядок и нормы ответственности (юстиция), практика правоохранной деятельности. Поэтому, так или иначе, странные решения властей и безумства аппарата рано или поздно сглаживались. Лишь когда в «Перестройку» начали рушить идеологию, сумели, наконец, вогнать всю страну в хаос, из которого мы вышли уже с другой идеологией, не в интересах большинства.

И вот – новый катаклизм: пандемия коронавируса. Неважно, настолько ли он опасен, как живописуют специалисты, и не опаснее ли будет развал экономики. Важно (и опасно), что борьбу опять ведёт бюрократический аппарат, и установка власти та же самая: «делай то, не знаю что, но вы мне за всё ответите». Кое-где даже врачей заставляют ежедневно оформлять разовый пропуск, чтобы ехать на работу, с указанием часов передвижения, а ежели переработал хоть на полчаса – штраф. А при чём тут вирус?.. Собачников и мирно идущих по парку задрали уже придирками и штрафами. Заказывая пропуск, не можешь указать две области, а только одну; то есть регионы обособляются вопреки Конституции. На кой чёрт нам её пересматривать, если и так можно нарушать безбоязненно?

Сижу на даче, заперев и калитку, и двери домика. Но это не спасёт: полиция вот-вот получит право вскрывать транспортные средства и любые двери, не отвечая за действия, «совершенные при выполнении обязанностей». Придёт кому-нибудь в голову, что надо проверять и штрафовать всех поголовно – и не увернёшься. У меня же ни пропуска, ни допуска, ни запуска, ни выпуска. Но паспорт-то есть, и штраф взять можно.

Мы ещё будем с улыбкой вспоминать добрый 1937 год! Н.И. Ежов изошёл бы завистью, узнай он, что не 1,6 млн врагов народа можно арестовать (и самому за это к стенке встать), а весь народ загнать в обязательную «самоизоляцию», преследовать, безнаказанно запугивать, лишить работы и ещё с народа же содрать за это деньги.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Из сети.

Другие статьи канала А мы и не знали:

Изумление от власти

Как на Иисуса повесили всех собак

Вирусная инфекция & Варианты будущего