Внешний рынок диктовал все новые правила. В середине 1970-х годов технические международные нормы сильно ужесточились: более строгими стали требования к токсичности, уровню шума и пассивной безопасности автомобилей. Чтобы не потерять экспортные позиции, существующим вазовским моделям требовалась полная «перезагрузка», ведь западные аналоги уже опережали отечественные автомобили и в технических решениях, и в дизайнерских...
К августу 1976-го на Волжском автозаводе составили техзадание, в котором по пунктам были прописаны все необходимые изменения для перспективной машины, призванной прийти на смену «единичке». Спустя 3,5 года после утверждения этого документа в Тольятти начнется полномасштабное серийное производство нового автомобиля ВАЗ-2105.
Задача на проектирование «Жигулей»-пятёрки была поставлена четко: автомобиль должен выглядеть не продолжением старого базового семейства, а началом нового, окончательно утратив сходство с ВАЗ-2101. Пожалуй, самая трудная часть работы по созданию перспективного автомобиля досталась Центру стиля. Сложность заключалась прежде всего в том, что по сути кузов «пятерки» должен был остаться старым: работы над внешними формами не должны были привести к изменению налаженных сварочных процессов. Каркас, пол и крышу дизайнерам «трогать» было нельзя. В результате ВАЗ-2105 получил оригинальную внешность за счет замены в основном только внешних кузовных панелей.
Если во внешних формах нужно было придерживаться «старого курса», то внутри автомобиль обновили полностью: новая панель приборов, на которой красовалась уже совсем другая комбинация, новый руль и сиденья с подголовниками, регулируемыми по высоте, новые формованные обивки дверей и потолка, непривычные взору советского автомобилиста. Старыми остались разве что рычажки-ползунки управления системой отопления и вентиляции салона да пресловутый краник печки, который портил нервы еще трем поколениям владельцев.
Еще одним новшеством ВАЗ-2105 стали совершенно оригинальные блок-фары: впервые в практике советского автомобилестроения в одном корпусе сочетались ближний и дальний свет, габаритные огни и указатели поворотов. Вдобавок, можно было подрегулировать направление пучка света с помощью корректора, лицензию на который купили во Франции.
Поворотную форточку в передних дверях убрали – помимо уменьшения уровня шума, это приводило и к повышению пассивной безопасности, чего требовали новые отраслевые стандарты и последние правила ЕЭК ООН. На перспективу для усиления жесткости конструкции при боковом ударе в каркасах дверей предусмотрели установку брусьев безопасности. А бампера для смягчения последствий столкновения можно было закрепить с помощью гидробуферов (этого, впрочем, серийные «пятерки» для внутреннего рынка так и не дождались).
А вот двигатель на пятую модель решили поставить старый – ВАЗ-21011, но с оговоркой: для соответствия зарубежным нормам по уровню шума и токсичности его необходимо было модернизировать. В итоге доработок получилось немало. Во-первых, на ВАЗ-2105 появился новый карбюратор «Озон», сделавший машину более экономичной. Вторым новшеством стал зубчатый ремень привода распредвала вместо цепи. В довершение применили новый масляный картер и литую алюминиевую крышку ГБЦ. Доработанному таким образом мотору присвоили новый индекс под стать машине – ВАЗ-2105. Наконец, для еще большего повышения экономичности и снижения уровня шума конструкторы «поиграли» передаточными числами трансмиссии.
Немного цифр. В августе 1979 года три опытных автомобиля ВАЗ-2105 успешно прошли проверку на соответствие международным требованиям во Франции. В январе 1980 года на АвтоВАЗе было запущено серийное производство «пятерки», а спустя 9 месяцев первые партии ВАЗ-2105 получили Финляндия, Норвегия, Швеция и другие страны. Массовый экспорт «пятерок» за рубеж начался в декабре 1981-го.
В нашей стране «пятерка» тоже пользовалась любовью. Но если сначала ВАЗ-2105 ценили за «люксовость» и непохожесть на прежние модели автомобилей ВАЗ, то в 2000-х основным преимуществом «пятерки» стала дешевизна. Это была самая доступная по цене новая машина на рынке из числа «нормальных»: дешевле нее стоили только «Ока», «Таврия Нова» да «Славута», которые многие потребители даже тогда считали «недоавтомобилями». Серийное производство ВАЗ-2105 завершилось в декабре 2010 года, а их суммарный тираж чуть-чуть превысил отметку в 2 миллиона экземпляров.
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК!