Пандемия коронавирусов была хорошим бизнесом для Netflix: в этом году сервис видеопотоков добавил более 15 миллионов новых абонентов. С точки зрения инвестиций, Netflix всегда удивляет. Результаты работы компании за квартал либо разочаровывают, либо удивляют - в редких случаях они не оправдывают ожиданий.
- С начала пандемии акции Netflix стремительно росли, поскольку люди, практикующие самоизоляцию, обращались за комфортом к своим телевизорам, но упали, когда были объявлены последние результаты, потому что рост не оправдал ожиданий в полной мере. Продолжатся ли экономические показатели компании в постпандемический период?
Netflix стал пионером бизнес-модели потокового видео на основе подписки. За фиксированную ежемесячную плату подписчики получают виртуальный шведский стол контента - Голливуд, Болливуд, Нолливуд и десятки собственных продуктов Netflix.
- Абоненты могут осуществлять поиск по определенным фильмам или просто просматривать индивидуально разработанные рекомендации, основанные на их привычках просмотра. Такой разнообразный выбор показов может быть хорош для зрителей, но экономически не эффективен с точки зрения бизнеса.
Менее эффективное обслуживание
Модель подписки требует от Netflix покупки и производства широкого ассортимента фильмов и сериалов, многие из которых могут не представлять интереса для большинства зрителей. Чем больше ассортимент фильмов, тем менее эффективен сервис.
Напротив, модели с оплатой по просмотру, предоставляемые такими компаниями, как Apple через ее магазин iTunes, требуют от покупателей принятия четкого решения о том, хотят ли они посмотреть фильм, прежде чем брать его в прокат или покупать. Более популярные фильмы могут быть более дорогими, менее популярные фильмы могут быть бесплатными или просмотренными за небольшую плату. Эта модель эффективна для зрителей: вы платите только за то, что потребляете, и ваш выбор, скорее всего, будет более информированным.
Обе бизнес-модели имеют свои плюсы и минусы. Многие зрители получают удовольствие от просмотра различных фильмов со всего мира, часто на разовой основе. Такой ознакомительный просмотр поощряется моделями, основанными на подписке, и менее вероятно, когда вы платите за просмотр.
Бизнес-модель Netflix основана на фильмах и сериалах, которые привлекают широкую аудиторию, а также нишевые категории.
Однако, когда модели конкурентов сосуществуют в конкурентной отрасли, более эффективные бизнес-модели, как правило, выигрывают. Рынок терпит неудачу в первую очередь со стороны производства. Когда продюсерские компании пытаются получить финансирование для новых предприятий, финансистов больше привлекают фильмы или телешоу, которые похожи на популярные в настоящее время. В результате, существующие жанры усиливаются, а разнообразие проигрывает.
- Должно быть, это привлекает нишевую аудиторию
Это меньшая проблема для абонентских услуг, которые должны удовлетворять зрителей с различными вкусами и предпочтениями. Это мир Netflix. Это сложный мир, потому что Netflix должен иметь шоу, которые привлекательны для широкой аудитории, но он также должен предлагать ряд нишевых программ.
Netflix насчитывает около 167 миллионов зрителей, и большая часть новых подписчиков в этом году пришла от зрителей за пределами Северной Америки. Построение глобальной аудитории является решающим фактором для того, чтобы Netflix оставался успешным. Разные регионы имеют разные предпочтения, поэтому интернационализация является преимуществом для Netflix из-за разнообразного выбора контента.
Этот аспект разнообразия меняет игру между моделями, основанными на подписке, и моделями, основанными на оплате за просмотр. То, что может быть нишевым фильмом в одном регионе мира, может быть мейнстримом в другом.
Модели с оплатой по просмотру вряд ли построят такой разнообразный портфель, поэтому продюсерским компаниям все же можно предложить распространять свои работы через Netflix. Например, сериал "Назначенный выживший" был отменен после двух сезонов на ABC. Netflix взял его в прокат на третий сезон, а затем предложил зрителям корейскую версию сериала.
Netflix сталкивается со многими претендентами на рынке подписки на видеопотоки, в том числе с новым соперником - HBO Max, который будет запущен в США в мае.
Трудно сказать, станет ли Netflix стандартом просмотра телепередач для будущих поколений. Это будет зависеть главным образом от того, насколько хорошо они будут бороться с конкуренцией на разных рынках с более качественной продукцией.
HBO Max, новая служба потокового вещания по подписке, которая обеспечит доступ ко многим великим шоу HBO из прошлого, а также к новому контенту, будет запущена в США в мае. Он присоединяется к переполненному рынку таких конкурентов Netflix, как Amazon Prime, Disney+ и Apple TV+. Чтобы опережать конкурентов, Netflix сгорел на миллиарды долларов и с 2015 года долгосрочный долг компании увеличился в четыре раза.
Хотя мы не знаем, выиграет ли Netflix эту игру, мир телевидения, скорее всего, останется более разнообразным и доступным для зрителей.