Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

Попробовать жизнь на вкус, цвет и запах - "Знакомьтесь, Джо Блэк" 1998

Встретил он Смерть как давнего друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира.

"Гарри Поттер и Дары Смерти"

Я помню рецензии на этот фильм, когда он только-только вышел. Критики были единодушны в том, что, несмотря на все опасения, молодой Брэд Питт прекрасно справился с задачей и в мастерстве не уступал своему партнеру по фильму сэру Энтони Хопкинсу.

Фильм "Знакомьтесь, Джо Блэк" стал третьей экранизацией пьесы Альберто Каселлы "Смерть берёт выходной", написанной в начале ХХ века. Первый раз по ней сняли фильм в 1934 году, второй раз в 1970-м. Обе картины-предшественницы фактически забыты. Третья попытка считается самой удачной.

В 80-х и 90-х годах в американском сообществе развилась тенденция на тему заигрывания со смертью. Помню по статьям того времени, что на фоне улучшения условий жизни у американцев обозначилась острая боязнь смерти и всего, что с ней связано. Отразилось это и на кинематографе. В то время было модно снимать фильмы на тему жизни после смерти и победы любви над смертью, а так же победы человека над всяческой потусторонней хренью. К таким фильмам относятся "Привидение", "Охотники за привидениями", "Ворон", "Шестое чувство", "Страшилы" и десятки других. Картина "Знакомьтесь, Джо Блэк" из их числа.

-2

По сюжету к успешному предпринимателю, владельцу и председателю совета директоров крупной компании Уильяму Перришу (Энтони Хопкинс)за два дня до его 65-летия является странный посетитель. В образе молодого и довольно привлекательного мужчины в дом к Перришу пришла сама Смерть (Брэд Питт). Ужас? Кошмар? Кровь стынет в жилах? Да как бы не так. Костлявая решила отложить свою косу на дальнюю полку и устроить себе каникулы - надоело бедненькой собирать урожай из человеческих жизней, аж рука устала. Захотелось получше узнать людей, что же в них такого хорошего, а главное - что хорошего в этой жизни, от чего жалкие людишки за нее так отчаянно цепляются. Почему именно Перриш? - да потому, что он пленил Смерть своим мужеством и порядочностью.

Ситуация, конечно, мистическая и невероятная, и она заслуживает невероятного осмысления, изысканной подачи, продуманности каждой сцены, каждого кадра. Режиссер Мартин Брест сделал невероятное: он сумел соединить в фильме сказочность, снизив до предела страх перед ночным гостем, и трагическое торжество момента - все ж, как ни крути, а речь о смерти.

-3

Американский тележурналист Ларри Кинг назвал этот фильм "фильмом на все времена". Не столько в смысле его качества, сколько в смысле затрагиваемых в нем тем. Любовь, верность принципам, ценность семьи, мужество, любовь к жизни, готовность покинуть этот мир - эти темы вечны и люди будут ставить спектакли, снимать фильмы и писать стихи о них вечно, сколько будет существовать человечество.

Картина получилась как фейерверк - играющая многоцветьем, переливающаяся множеством тонов. Каждый образ тщательно выписан. Тонкая и трогательная Сьюзан Перриш (Клэр Форлани), светский лев, акула бизнеса Уильям Перриш (Энтони Хопкинс), и несколько по-детски наивный и временами милый и беззащитный, а временами жесткий и циничный Джо Блэк (Брэд Питт) - чудесное трио, вокруг которого и разворачиваются все события. Энтони Хопкинс настолько естественно держится перед камерой, что веришь каждому его слову, каждому вздоху, каждому жесту и видишь не игру, а жизнь. Гнев, любовь, нежность, усталость, молчаливое спокойствие, царское достоинство - кажется, нет такого чувства, такой эмоции, которая была бы не по плечу этому актеру.

-4

Назвавшись таинственным именем Джо Блэк, Смерть хочет испытать все, что испытывают люди: привязанность, удовольствие от еды, радость от общения с близкими, торжество от победы над подлецом. Поначалу простые человеческие радости кажутся ей забавными и незамысловатыми, а сами люди смешными - ведь пройдет какое-то время и никого из тех, кто сидит с нею за одним столом не будет, а она останется и будет видеть, как живут и умирают новые поколения и сменяются эпохи. Но внезапно Сьюзен пробуждает в ней то, что ценится людьми выше всего: любовь.

Не о смерти этот фильм, а о любви, о любви во всем ее многообразии и проявлениях: любовь к себе, любовь к детям, любовь к супругу, любовь к своему делу, любовь к жизни. Любовь - движущая сила живущих, дающая им надежду и дарующая самые прекрасные мгновения в жизни, с которыми они будут покидать этот мир, когда придет их срок. В этом плане очень важен для сюжета персонаж пожилой женщины в исполнении Луис Кэлли-Миллер, с которой Джо встречается в больнице. Женщина сразу распознает в нем нечеловеческую сущность, но не испытывает страха, а напротив, разговаривает с ним, как со старым другом, и просит Джо побыстрее забрать ее с собой.

-5

Да и сам образ Смерти не настолько страшен и ужасен, каким его обычно изображают в сказках и преданиях. Смерть в фильме - жертва обстоятельств, а не наглый похититель, работник, который должен делать свою работу, и которому эта работа тоже может надоесть. Отчасти она даже где-то сочувствует людям, не своей волей вынужденным покидать этот мир после короткого пребывания. Ну и Брэд Питт, бесспорно, просто няшка в этом фильме.

Финал фильма лиричный и торжественный одновременно. Сьюзен внезапно понимает, кто есть Джо Блэк, и то, что отец уходит не с торжества, а уходит навсегда. Джо Блэк со слезами на глазах смотрит на фейерверк - он проникся прелестью жизни и складывается впечатление, что не особо-то ему хочется возвращаться к своим обязанностям, и забирать с собой Перриша тоже не особо хочется. И главный урок - уходить из жизни нужно победителем. Только так возможно встретить Смерть, как давнего друга и пойти следом за нею без страха.