Найти тему
Таксометр

История такси в России: первые таксометры

Я часто пишу о будущем и делаю какие-то прогнозы, но невозможно размышлять о будущем, не зная прошлого. Хочу рассказать о том, как в России зародилась индустрия такси, почему она умерла после Революции и зажила снова только в 30е годы прошлого века.

Первую часть можно прочитать тут. Она про извозчиков.

Первые шаги

В конце позапрошлого века началось бурное развитие автомобильной промышленности, а значит люди начали задумываться о коммерческом использовании этого средства передвижения. 

Уже в 1899 в журнале «Самокат» появилось первое объявление о сдаче машин на прокат. Затем таким начали промышлять многие предприниматели в крупных городах Российской Империи. А вот первые таксометры и таксопарки появились чуть позже.

Первый автомобиль с установленным таксометров был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году. Постепенно подобные начали появляться по всей России. В Москве первая машина с таксометром появилась 1907 году. С 1908 года такси ездили уже по городам Тула, Казань, Архангельск, Одесса, Рига и Самара, с 1910-го — в Иркутске, Нижнем Новгороде и Выборге, с 1911-го — в Киеве, Новгороде, Херсоне, Курске, Могилёве и Царском Селе, с 1912-го — в Саратове и Харькове, с 1913-го в Костроме и Тифлисе.

Правда в провинции особой популярностью такси не пользовались. Обычно в крупном городе насчитывалось от 5 до 30 автомобилей с таксометром. В двух столицах ситуация сложилась чуть иная. В Москве и Санкт-Петербурге начали появляться первые таксопарки и количество такси перевалило за сотню.

На чём же ездили таксисты того времени? В Санкт-Петербурге можно в такси использовали около 30 различных марок. Самыми популярными были Charron (87 единиц), немецкие Opel (51 единица.) и Panhard-Levassor (34 единицы).

Временная смерть

Сфера такси только начала укреплять свои позиции, но грянула Первая мировая война. Всех таксистов мобилизовали вместе с пригодными автомобилями. К 1917 году в столице осталось всего 200 такси. Это были старые, изношенные и технически непригодные к военной службе машины.

Добила сферу такси Октябрьская революция. Почти все частные автомобили были национализированы, а таксопарки закрыты. В период НЭПа некоторые предприниматели пытались единолично возродить индустрию. В основном это происходило в провинции. Правда их автомобили были достаточно старыми, а власти не очень поощряли такие инициативы.

Начало возрождения

-4

Только в 1924 году правительство задумалось о необходимости появления такси на улицах городов. Моссовет принял решение о закупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT и 200 таксометров. В Орликовом переулке был построен первый советский таксопарк – гараж на 60 машин.

В 1926 году в Париже ежедневно выезжали на линию 16 000 такси, в Лондоне – 8300, Берлине – 8000. В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали на линию всего 120 автомобилей. 

Власти пытались максимально продвинуть идею «Такси – не роскошь, а культурная необходимость» в массы. Честно говоря, первые годы советского такси сложно назвать удачными. В основном из-за слабого контроля над таксистами и их низкой квалификации. Случалось достаточно много ДТП, а водителей зачастую заставали в нетрезвом виде за рулём.

Полноценное возрождение такси в СССР случилось только в 30х годах. Тогда заводы начали производить отечественные автомобили и поставлять их таксопаркам. Да и людей, способных управлять транспортным средством, стало куда больше.

А когда вы впервые воспользовались такси? Что вы помните об этом?

______________________________

Поставьте, пожалуйста, лайк публикации, если вам она понравилась! Спасибо за прочтение! Мои статьи также можно читать в VK.