Наверное, с этим сталкивался каждый. Мирно посапываешь после ударной трудовой недели, за окном птички чирикают, солнышко на подоконнике цветочки освещает.
И тут — трель мобильника.
«Черт! Неужели на работе что случилось? Или теща опять решила захворать невовремя!» - думаете вы и начинаете в панике нашаривать рукой телефон.
Отвечаете на звонок и тут из прекрасного мобильного далека раздается:
- Здравствуйте, Сергей Иванович! Контора «Рога и копыта» предлагает вам свои услуги....
В лучшем случае вы скрежещете от злости зубами, в худшем — матюгаетесь и со злости бросаете телефон на тумбочку.
Знакомо, не правда ли?
Как избавиться от назойливых звонков раз и навсегда?
Прежде всего — скорее всего, избавиться полностью от них не получится. Дело в том, что звонят ведь не наугад — скорее всего, это организации, с которыми у вас когда-то были заключены договоры (например, банк/страховая компания/стоматология/косметология). А при заключении письменного договора клиенты не обращают внимание на маленький пунктик типа «Я согласен на предоставление мне рекламы и сведений информационного характера от … и третьих лиц». Конечно, такое согласие можно в любое время отозвать — вот только вспомнить всех, кому вы давали и могли дать такое согласие вряд ли представляется возможным.
Однако телефонные операторы типа МТС совершенно бесплатно предоставляют сервис по блокировки нежелательных абонентов — достаточно войти в журнал входящих звонков, выбрать нужный и в разделе «Информация» нажать «Заблокировать». И — готово!
Впрочем, не у всех операторов такая услуга бесплатна, тем более — неуемные рекламщики очень быстро меняют заблокированные номера. Куда же можно пожаловаться — в случае, если вы своего согласия не давали или о таковом не помните?
Так называемые «спамеры» (звонящие с целью рекламы большому числу людей) могут нарушать сразу три закона: о связи, о рекламе и о персональных данных. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность - штраф.
За незаконную рекламу карает ФАС, Федеральная антимонопольная служба. Записываете разговор на диктофон, получаете у оператора детализацию звонков и шлете в ФАС почтой или через заполнение специальной формы на сайте.
За персональными данными и их законным распространением следит Роскомнадзор. Порядок действий такой же — только упор там будет на то, что вы своего согласия на обработку именно ваших персональных данных не давали. А если давали — ваша жалоба улетит в мусорную корзину.
Можно ли наказать спамеров рублем?
В теории — да. На практике — нет, точнее — овчинка совершенно не стоит выделки.
Вы можете подать иск о компенсации морального вреда, однако невозможно доказать его размер, каким бы скромным он не был (например, пять тысяч рублей). Кроме того, вам нужно будет точно знать, какая конкретно организация вам звонила и подавать в суд по месту её регистрации — а значит, ездить туда на заседания и тратить свое время. Чтобы получить две-три тысячи рублей через полгода судебных мытарств. И то — в лучшем случае.
Впрочем — решать вам.