21 апреля Адар Пунавалла, директор Института вакцины Индии, одного из крупнейших мировых производителей вакцин, прибыл на работу, полный энтузиазма по поводу новой вакцины от covid-19, созданной Институтом Дженнера при Оксфордском университете.
В обычное время вакцины, над производством которых работает Пунавалла, всегда проверяют. Они получают одобрение регулирующих органов. Сейчас не самое обычное время.
В это утро мистер Пунавалла и основатель компании (его отец) пришли к соглашению, что Институт начнет массовое производство вакцины ChAdOx1 nCoV-19, созданной Дженнером. Более того, они будут делать это в огромных масштабах.
Этот шаг будет дорого стоить. Фабрика – 80 млн. долларов. Расходы на производство такого количества вакцины составят около 30 млн. долларов.
(Однако на данном этапе эта цифра остается предположительной. Это происходит потому, что еще не ясно, сколько продукта потребуется для каждой эффективной дозы.)
Если клинические испытания в конце этого года покажут, что вакцина не работает, фирма, которая имеет доход в размере 800 миллионов долларов, останется с большими и бесполезными расходами и огромным запасом никому ненужных вакцин.
«Я никогда не принимал подобных решений раньше и надеюсь, что никогда не буду принимать его снова», — говорит Пунавалла.
Он объясняет это решение внутренним чувством ответственности и личной озабоченностью общественным здоровьем. Это не договор, а «джентльменское соглашение», говорит Адриан Хилл, глава Института Дженнера.
Ряд других компаний, названия которых пока не раскрываются, работают над соглашениями с Оксфордом о производстве вакцины.
«Ни одна компания не должна стать монополистом в этом деле», — сказал Пунавалла.
Институт вакцин Индии будет поставщиком вакцин для стран с низким и средним уровнем дохода.
Поскольку институт вакцины является семейной компанией, решение было простым. Отец и сын не несут ответственности перед инвесторами.
Но институт – это все-таки бизнес, и на кону стоят деньги семьи. Но на жаргоне бизнеса вакцина использует проверенную «платформу». Проще говоря, это означает, что вакцины против Эболы и малярии были сделаны во многом таким же образом. Вакцина позволит организму распознать вирус и выработать иммунитет, который предотвратит заражение организма новым коронавирусом — если вакцина сработает.
Институт заключил устное соглашение с Оксфордским университетом, разработал программу испытаний в Индии, которая позволит вакцине получить лицензию и приступил к организации импорта вакцины.
Институт должен будет начать выпускать некоторые экспериментальные партии в течение следующей недели или двух, чтобы показать, что вакцины производятся в соответствии с правильной спецификацией, дают правильный выход и имеют стабильное качество.
Пунавалла говорит, что он вполне уверен, что всё это произойдёт к 30 мая.
В последние несколько дней появились подробности успешных испытаний вакцины на животных. Шесть макак-резусов получили однократную дозу ChAdOx1 nCoV-19 перед тем, как подвергнуться воздействию covid-19
Испытания на людях начнутся в следующем месяце в Великобритании и будут охватывать 5000 человек.
Одним из осложняющих факторов в этом исследовании является необходимость продолжения заражения этих 5000 человек covid-19, чтобы это исследование могло продемонстрировать эффективность.
Доктор Хилл говорит, что команда в Индии также рассматривает возможность проведения сложных испытаний — когда здоровые добровольцы намеренно заражаются вирусом. Это гораздо быстрее, и может занять всего несколько недель.
До сих пор команда не имеет ни малейшего представления о том, приемлемая доза – это сколько? Но, как он говорит с некоторым преуменьшением, события развиваются «необычайно быстро».
К сентябрю институт сыворотки планирует создать запас дешевой вакцины covid-19, доступной для Индии и других стран с низким и средним уровнем дохода.
Доктор Хилл говорит, что институт ищет «распределенную модель» производства по всему миру, чтобы получить миллиарды доз.
В Индии, контроль за распространением вакцины, скорее всего, будет связан с политическими решениями, которые находятся вне компетенции института. Но Пунавалла, как и многие другие во всем мире, призывает всех мыслить логично и справедливо.
Нужно будет уделить внимание тем, кто нуждается в вакцине больше всех, например, медицинским работникам, пожилым людям и людям с ослабленным иммунитетом.
Ученые, компании, регулирующие органы и отдельные лица, такие как Пунаваллы, объединяются в беспрецедентных глобальных усилиях по разработке вакцин. Политики тоже должны проявлять тот же дух сотрудничества. ■