Найти в Дзене
Алана Лиханова

Различия в самооценке шведских детей и подростков за 30-летний период. Часть №9

Изменения в младших классах средней школы (13-15 Лет) В младших классах средней школы картина выглядит иначе. По сравнению с 1983 и 2013 годами общий показатель самооценки у девочек практически не вырос, однако показатели самооценки у мальчиков значительно возросли. Показатели девочек в выборке 2013 года снизились по сравнению с 1983 годом по показателям физического и психологического благополучия. Wångby и соавт. (2005) аналогичным образом обнаружили увеличение проблем с самооценкой у 15-летних шведских девочек в сравнении с 1976 и 1996 годами, и величина эффекта (d = 0,16) была аналогична снижению показателей физического и психологического благополучия в настоящем исследовании (d = 0,18 и 0,17 соответственно). Противоположные тенденции, связанные с поколенческим снижением показателей самооценки девочек младшего школьного возраста и повышением показателей самооценки девочек младшего школьного возраста, отчасти могут быть следствием более серьезных проблем в области развития в младшей

Изменения в младших классах средней школы (13-15 Лет)

В младших классах средней школы картина выглядит иначе. По сравнению с 1983 и 2013 годами общий показатель самооценки у девочек практически не вырос, однако показатели самооценки у мальчиков значительно возросли. Показатели девочек в выборке 2013 года снизились по сравнению с 1983 годом по показателям физического и психологического благополучия. Wångby и соавт. (2005) аналогичным образом обнаружили увеличение проблем с самооценкой у 15-летних шведских девочек в сравнении с 1976 и 1996 годами, и величина эффекта (d = 0,16) была аналогична снижению показателей физического и психологического благополучия в настоящем исследовании (d = 0,18 и 0,17 соответственно). Противоположные тенденции, связанные с поколенческим снижением показателей самооценки девочек младшего школьного возраста и повышением показателей самооценки девочек младшего школьного возраста, отчасти могут быть следствием более серьезных проблем в области развития в младшей средней школе. Вполне возможно, что на раннем этапе на плечи молодых женщин ложатся более высокие требования ответственности. Другим объяснением снижения самооценки девочек является то, что восприятие внешнего вида стимулирует другие самооценки, включая глобальную самооценку (Harter, 2012). Более низкие баллы самооценки девочек средней школы особенно страдают из-за повышенной неудовлетворенности телом в раннем подростковом возрасте как следствие естественного развития тела у женщин (увеличение жира), что, в свою очередь, еще больше отдаляет девочек от западных идеалов тела (Westerberg-Jacobson et al., 2012; Роджерс и др., 2015).Однако остается один вопрос: почему в 2013 году подростковый спад идет глубже, чем в 1983 году для девочек? Одно из часто приводимых объяснений заключается в том, что идеалы образа тела в средствах массовой информации со временем становятся все более нереалистичными (Hargreaves and Tiggemann, 2004; Frisén et al., 2014; Голан и др., 2014). Почему средние баллы мальчиков не демонстрируют какой-либо явной дефляции в оценках самооценки? Вполне возможно, что давление общества на молодых людей возрастает в дальнейшем в возрасте, не охватываемом настоящим исследованием (о чем свидетельствует тенденция к снижению баллов самых старших участников средней школы мужского пола). Естественное развитие тела мальчиков-подростков, рост мышц, соответствует западным идеалам тела, что может защитить их от неудовлетворенности телом В подростковом возрасте. Харгривз и Tiggemann (2004) сравнили экспериментальные эффекты облучения девочек и мальчиков в идеальные образы тела в телерекламе и нашли возросло недовольство организм у девочек, но не мальчиков. Они утверждали, что медийные изображения идеала худобы более распространены, чем изображения мышечного идеала (который использовался при тестировании мальчиков в их исследовании), и это может помочь объяснить их результаты. Харгривз и Тиггеманн предположили, что девушки могут обрабатывать информацию о внешности более глубоко и более автоматически из-за более высокой распространенности идеалов женской красоты. Однако инвестиции в Внешний вид как личностную черту также предсказывают более негативное влияние худобы и мышечных идеалов на девочек и мальчиков. Таким образом, люди не защищены полностью. Некоторые исследователи утверждают, что мужчины станут более уязвимыми в будущем, потому что мышечный идеал становится все более распространенным в рекламных роликах и модных журналах (Leit and Pope, 2001). Исследования также показали, что мужчины становятся уязвимыми к идеальным медийным образам несколько позже в жизни, в молодом возрасте. Однако это недостижимые мышечные идеалы, а не худоба (Leit et al., 2002; Räty et al., 2005; Фризен и соавт., 2015).

Наконец, участие в спортивных мероприятиях уменьшается в подростковом возрасте, что может быть еще одной причиной снижения показателей физической самооценки девочек, как отмечалось в настоящем исследовании (оба года), так и в международных исследованиях (например, Kling et al., 1999). Исследования показывают положительную связь между физической самооценкой и физической активностью (Birkeland et al., 2012; Lindwall et al., 2014; Noordstar et al., 2016). Возможно, девочки были бы менее уязвимы для объективации, если бы они продолжали заниматься спортом.Оценки школьной компетентности в начальной школе повысились как для девочек, так и для мальчиков, и ни в одном поколении младших классов средней школы не было никаких гендерных различий.

Баллы реляционной самооценки показали небольшое увеличение у девочек-подростков (также и у мальчиков), что, возможно, указывает на то, что большинство из них считают, что у них есть поддерживающие отношения, несмотря на психологические и телесные проблемы с Я-концепцией у девочек.

Гендерный разрыв в младших классах средней школы увеличился в 2013 году по сравнению с 1983 годом в оценках общего, физического и психологического благополучия (в пользу мальчиков). Гендерная разница в 2013 году была больше по измерениям физического (d = 0,62) и психологического благополучия (d = 0,47), чем в 1983 году (физическое, d = 0,42; психологическое, d = 0,25). Эти результаты согласуются с тем, что показал поколенческий метаанализ оценок физической самооценки преимущественно в американских выборках (Feingold and Mazella, 1998; Gentile et al., 2009).

Школьные и гендерные различия в средней школе (10-18 лет) в 2013 году

Сравнение классов по классам за три года обучения в средней школе в 2013 году показало значительные различия между классами и полом учащихся. Девочки, как правило, сообщали о более низких баллах самооценки, чем мальчики, что частично подтверждает H7c. гендерная разница в течение двух первых лет обучения в средней школе была средней величины (d = 0,72 и 0,54 соответственно). Однако разница в общем балле по сравнению с последним годом обучения в средней школе исчезла. Мальчики также имели более высокие баллы по трем из пяти измерений: физическому, психологическому благополучию и самооценке школьной компетентности. Более высокие баллы среди мальчиков в средней школе были подтверждены несколькими другими исследованиями. Räty et al. (2005) обнаружили гендерные различия со средним размером эффекта (d = 0,51) для шведских подростков в возрасте от 18 до 20 лет, используя тот же показатель самооценки, который использовался в настоящем исследовании. Мета-исследование Джентиле и др. (2009) обнаружили небольшие гендерные различия для 14-17-летних (d = 0,30 для внешнего вида и 0,36 для самоудовлетворенности).

Гендерная разница в Швеции была еще больше в средней школе (16-18 лет), чем в младшей средней школе (13-15 лет). Интересно рассмотреть вопрос о том, почему практика и политика в области гендерного равенства, как представляется, способны влиять на самооценку в начальной школе, но не в подростковом возрасте. Являются ли средние школы более традиционными в своих гендерных ожиданиях? Более ранние исследования показали, что школьный климат влияет на самооценку (Morin et al., 2013), и, возможно, это влияние различно для студентов женского и мужского пола. Переход к новой школьной ситуации, которая, как было продемонстрировано, влечет за собой большее социальное сравнение и конкуренцию (Eccles et al., 1993), может оказывать различное воздействие на разных студентов.

Баллы мальчиков не демонстрировали четкого падения в течение всего периода времени, охватываемого настоящим исследованием. Тем не менее, возможно, можно будет обнаружить уменьшение числа мальчиков в позднем подростковом возрасте. Если за последний год сбора данных показатели девочек выросли, то показатели мальчиков несколько снизились (см. диаграмму 1). В соответствии с этими результатами, Räty et al. (2005) обнаружили, что шведские 21-летние девушки превзошли своих сверстников-мужчин по самооценке, измеренной с помощью того же инструмента, что и в настоящем исследовании. Однако их выборка была слишком мала для 12-го класса (N = 47), чтобы сделать определенные выводы – как и нынешняя выборка средней школы, 12-й класс (N = 137). Аналогично, Фризен и соавт. (2015) показали, что поздняя негативная тенденция в телесной Я-концепции существовала у мужчин в начале двадцатых годов, однако мужчины по-прежнему набирали больше баллов, чем женщины по этому вопросу. Другие исследователи обнаружили постоянное глобальное повышение самооценки с 15-летнего возраста как у девочек, так и у мальчиков (Erol and Orth, 2011; von Soest et al., 2016). Гендерный разрыв в норвежском исследовании продолжал уменьшаться в молодом возрасте, причем женщины и Мужчины достигали равного уровня самооценки в возрасте 31 года (von Soest et al., 2016). Существует необходимость в дальнейших исследованиях в Швеции, чтобы выяснить, становится ли женская самооценка также эквивалентной мужской самооценке в молодом возрасте.

Продолжение в части №10

Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00802