Найти в Дзене
Алана Лиханова

Различия в самооценке шведских детей и подростков за 30-летний период. Часть №8

Изменения в начальной школе (Возраст 10-12 Лет)

Для выборки 2013 года было обнаружено увеличение баллов самооценки (общий балл плюс все измерения) по сравнению с выборкой 1983 года в начальной школе. Мы предполагаем, что увеличение общего числа баллов самооценки детей младшего школьного возраста и связанных с ними семейных оценок может быть следствием изменения родительских отношений. Trifan et al. (2014) обнаружили, что с 1980-х годов воспитание детей в Швеции стало менее авторитарным, что вместе с продленным родительским отпуском для обоих родителей, возможно, повлияло на уровень общей самооценки и самооценки, связанной с семьей. Более относительное влияние и внимание в раннем возрасте, возможно, повысили баллы самооценки детей.

Было обнаружено, что взаимодействие между поколением и гендером дает преимущество девочкам младшего школьного возраста в общем балле, психологическом благополучии, школьной компетентности и отношениях с другими измерениями (хотя и очень малыми размерами эффекта). Мальчики начальной школы имели более высокие баллы по физической самооценке, а девочки-более высокие баллы по семейным отношениям в оба года. Таким образом, начиная с 1980-х годов девочки превзошли мальчиков по всем показателям самооценки в начальной школе, кроме одного. Гендерная тенденция была противоположной в американском метааналитическом исследовании самооценки Твенге и Кэмпбелла от 2001 года (мальчики набрали больше баллов), и этот результат также соответствует тому, что американские исследования самооценки в целом обнаружили (см. метаанализ Kling et al., 1999). В одном исследовании, однако, были обнаружены гендерные различия в общей самооценке американцев мексиканского происхождения, которые отдавали предпочтение девочкам из младших классов средней школы (d = 0,21) (Orth et al., 2014b). В метаанализе размерной самооценки (преимущественно американские выборки) мальчики превзошли девочек по четырем из десяти исследованных измерений, но девочки набрали больше баллов по поведенческому поведению и моральной самооценке (Gentile et al., 2009). Остальные измерения были равны.

В физическом измерении и в отношении Н2А баллы самооценки девочек увеличились со средним размером эффекта (d = 0,51), в то время как баллы мальчиков увеличились с небольшим эффектом (d = 0,29). Возможно, более пристальное внимание к занятиям спортом для маленьких детей в последние годы может объяснить рост показателей физической самооценки. Дети часто занимаются несколькими видами спорта в течение начальных школьных лет в Швеции. Мальчики имели более высокие баллы (только) по физическому измерению в группе начальной школы, и это интересно отметить, потому что это было измерение, которое отклонялось больше всего в подростковых группах (в том же направлении). Другие международные исследования показали, что у девочек в младших классах средней школы показатели физической самооценки значительно ниже, чем у мальчиков. В метаанализе, Gentile et al. (2009) продемонстрировали небольшой размер эффекта (d = 0,30) для гендерных различий в измерении внешнего вида у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Фрисен и Аннехеден (2014) обнаружили аналогичные результаты в шведской выборке (d = 0,24) оценок внешнего вида 10-летних детей. Физическая субшкала, используемая в настоящем исследовании, представляла собой смесь вопросов, касающихся внешнего вида и связанных с телом самооценок, поэтому сравнения не совпадают полностью. Баллы оценки психологического благополучия были выше для выборки из 2013 года, чем для выборки из 1983 года, которая поддерживает H3a. Баллы девочек начальной школы увеличились в измерении психологического благополучия, в то время как баллы мальчиков увеличились очень незначительно между 2 годами (n2p = 0,006, что указывает на очень малый размер эффекта для поколения × гендерного взаимодействия).

Мы предполагаем, что высокие баллы самооценки (общий балл и четыре измерения) для девочек младшего школьного возраста в Швеции могут быть специфическим культурным феноменом. Вопросы гендерного равенства в Швеции нашли свое отражение в практике дневного ухода и начальной школы. Всем детям рекомендуется попробовать все виды деятельности в современных детских садах. В большинстве детских садов отсутствуют комнаты с гендерными стереотипами, такие как кукольные или деревянные комнаты. Это раннее обучение может оказать влияние на общий балл самооценки девочек младшего школьного возраста и их психологическое благополучие. Преимущество компетентности шведских девочек младшего школьного возраста (о котором сообщается в национальных тестах, см. Национальное агентство по образованию, 2013 год) может быть легче переведено в общие преимущества самооценки.

Наибольший эффект от смены поколений в конкретных измерениях был обнаружен при оценке школьной компетентности и поддержан Н4. Достоверные различия были обнаружены в баллах самооценки школьной компетентности для обеих возрастных групп (n2p = 0,04 для начальной школы и 0,03 для младшей средней школы). Это указывает на общую тенденцию в Швеции к более позитивным оценкам школьной компетентности. Terracciano et al. (2005) также обнаружили, что более молодые поколения набрали более высокие баллы по оценке компетентности в сравнении с американской когортой. Увеличение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, отношение между убеждениями в компетентности и фактической результативностью часто бывает положительным, например, убеждения в высокой самоэффективности часто связаны с хорошей результативностью (Бандура, 1997). Однако связь с реальным знанием в настоящем исследовании не исследовалась. С другой стороны, существуют тревожные сообщения о падении школьных результатов среди шведских студентов в международных сравнениях (например, PISA, см. Национальное агентство по образованию, 2013), которые можно сравнить с увеличением оценок школьной компетентности в настоящем исследовании. Было высказано предположение, что сегодня учащиеся не получают должной обратной связи по уровню своих знаний в школе. Некоторые исследователи утверждают, что изменение школьной практики может привести к завышенной самооценке (Gentile et al., 2010). Инфляция оценок может объяснить некоторое повышение оценок школьной компетентности в младших классах средней школы и в группах средней школы (Влахос, 2010). Однако это объяснение не подходит для начальной школы, поскольку шведские ученики начальных классов не оцениваются. Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, завышены или реалистичны оценки школьной компетентности учащихся и как различные типы обратной связи влияют на оценки самооценки компетентности.

В настоящем исследовании были обнаружены несколько более высокие баллы по отношению к другим людям (2013 год по сравнению с 1983 годом), которые поддерживали Н6 (но с небольшим размером эффекта). Отчасти это можно объяснить высоким уровнем посещаемости детского сада в Швеции в ранние годы (Национальное агентство по образованию, 2018 год) и тем, что дети проводят значительное количество времени во внеклассных программах и других организованных досуговых мероприятиях в течение начальных школьных лет. Таким образом, поколение 2013 года может быть более знакомо с тем, как проводить время и работать со взрослыми и сверстниками вне семьи. Исследования подтверждают связь между социальными способностями и посещаемостью дневного ухода (если дневной уход имеет разумное качество; например, Andersson, 1992).

Продолжение в части №9

Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00802