Некоторые философы, в том числе и мой герой Ницше, считают, что мы должны думать о нашей жизни как о произведениях искусства. Мне кажется, стоит посочувствовать такой идее. Я немного скептичен, но готов учиться.
Во-первых, мне кажется, что многие жизни — это буквально произведения искусства, или части произведений искусства. Жизнь капитана Ахаба — это часть романа Германа Мелвилла, например, "Моби Дика". В этом смысле "мое житие" не будет считаться классическим произведением искусства, и я не думаю, что кто-то считает, что я должен считать себя частью романа, написанного кем-то другим. Идея скорее в том, что реальная жизнь, как ваша и моя, может (а возможно и должна) рассматриваться как произведение искусства.
Боюсь, что если бы кто-то написал роман, основанный на моей жизни, это был бы комический роман о рассеянном профессоре философии. Если бы он был написан искусно, это могло бы быть произведением искусства, но это не сделало бы меня произведением искусства.
Но моя жизнь формируется моими решениями, и поэтому эти решения сформировали бы роман или биографию на его основе. И что же? Могу я хотя бы попытаться прожить данную мне сейчас жизнь с мыслью сделать из написанной биографии хорошее чтиво. Если я хороший романист, то могу сделать что-то красивое или интригующее, или, во всяком случае, несколько значимое, из моей жизни. Эти философы рекомендуют, чтобы я целенаправленно формировал свою жизнь в нечто целостное, красивое, осмысленное, стильное и изящественное? Они отвечают, что это именно то необходимое для жизни, которая есть (или могла бы быть) произведением искусства.
Это может быть нелегко. Если я пишу роман, я могу сделать героя кем или чем угодно. Может быть, отличным спортсменом-качком, который изучает физику ради забавы и зарабатывает много денег на фондовой бирже. Но я, к несчастью (или счастью) не в силах просто выбрать четкий сценарий, по которому она пойдет прямо, не сворачивая. Ведь есть таки факторы от нас не зависящие. Насущная жизнь имеет свои, реальные, правила. Меня сковывают мои физические и умственные способности, а также многие другие вещи, которые находятся вне моего контроля. Тем не менее, осталось место для принятия многих важных решений в моей жизни, при этом эстетические/художественные ценности могут, по крайней мере, направлять эти решения.
Но будет ли это хорошей идеей? Больше походит на то, что стилистическое решение не есть мудрым, но скорее даже аморальным. Предположим, что я в баре, а неприятный парень доставляет мне неприятности, и, наконец, бьет меня. Мудрое решение — уйти. Можно представить себе, что, учитывая мою немалую доблесть как бойца, моральное решение — уйти, не причинив вреда другому человеку --- повернуть другую щеку. Но эти решения принимаются за скучную жизнь. И по этому её сценарию хорошего фильма никогда не выйдет. Если моя жизнь — произведение искусства, разве мне не нужно делать что-то захватывающее, например, разбить бутылку Бурбона о его голову?
Может, и нет. Великие персонажи в настоящей фантастике не всегда жестокие головорезы. Вспомните о Джейн Эйр. Разве я не хочу хотя бы жить своей жизнью, чтобы она была эстетически последовательной? Разве не хотелось бы мне так же, чтобы появились определенные (желаемые) темы и чувство стиля?
Ну, не совсем. Я имею в виду, если бы я мог просто нажать на кнопку, которая наделила бы меня инстинктивным чувством стиля для жизни, я бы, конечно, незамедлительно нажал на неё, но я бы не стал тратить много времени на её поиски. Ведь это всё звучит немного самовлюблённо или даже очень самовлюблённо — как (Джордж — мне меньше нравится) Бо Браммель, или Оскар Уайльд, или Джонни Депп (а что? Мне кажется, он тот ещё). Может, стоит относиться к этому проще, менее серьезно? Не знаю.
В принципе, это звучит так, как будто я должен написать что-то, что может быть прочитано на моих похоронах, и описывало бы меня как интересного персонажа, может быть дефектного, но добропорядочного, грубого, но доброго, неумелого, но решительного, и так далее.
Тогда я должен попытаться жить своей жизнью, так что на самом деле это было бы точно не что иное, как хвалебная речь сопутствующая прощанию со мной тех, кто так же были героями моего романа, друзьями качка-дурачка-физика-трейдера, и моему отправлению в мир иной (для форматирования места в моей книге жизни под новый роман).
Может быть, я мог бы сделать это, не будучи особенно самовлюбленным или самокритичным? Может быть.
Я все еще довольно скептически отношусь ко всей этой идее.