Найти тему
Алана Лиханова

Различия в самооценке шведских детей и подростков за 30-летний период. Часть №4

Материалы и методы

Участники

В 2013 году участниками были 1303 ребенка (759 девочек и 544 мальчика) в возрасте от 10 до 18 лет из этнически и социально-экономических смешанных районов южной Швеции. Большинство участников приехали из небольшого города (30 000 жителей) и Среднего города (300 000 жителей). Участниками в 1983 году были 2662 студента (1331 девочка, 1331 мальчик) в возрасте 10-15 лет из тех же районов, что и в 2013 году. В таблице 1 представлено количество участников для каждого школьного класса.

Таблица 1

www.frontiersin.org

Таблица 1. Участники из каждого поколения поперечного сечения (данные за 2013 и 1983 годы).

Процент детей с инородным фоном был очень близок в двух поперечных выборках. 23% респондентов из выборки 1983 года имели двух родителей с иностранным происхождением, а 22% заявили, что в 2013 году они говорили дома на другом языке, кроме шведского (с указанием этнической принадлежности). В 1983 году были представлены в основном две нешведские этнические группы: финны и выходцы из бывшей Югославии, и никаких различий между шведскими и нешведскими группами обнаружено не было (см. Ouvinen-Birgerstam, 1984). В 2013 году было зарегистрировано тридцать шесть языков, из которых самые крупные группы были родом с Ближнего Востока и балканских государств. Анализы не представлены из-за малочисленности каждой этнической группы.

В 1983 году этот показатель составлял 91%, а в 2013 году-81,5%. Наиболее распространенными причинами отказа от участия были (1) отсутствие в день тестирования и (2) отсутствие формы информированного согласия в школе. Для подростков старше 15 лет применялась процедура пассивного родительского согласия, а для детей-процедура активного родительского согласия. Письменная информация была направлена родителям студентов. Студенты могли бы воздержаться от участия, поговорив со своими соответствующими преподавателями или связавшись непосредственно с исследователями. Все участники дали информированное согласие.

Все выполненные процедуры соответствовали рекомендациям шведского Центрального Наблюдательного совета, который также одобрил исследование (этический справочный номер-2010/475).

Меры.

Пятимерная самооценка измерялась с помощью выражения "я думаю, что я есть" (ITIA; Ouvinen-Birgerstam, 1999). Этот тест часто используется в исследованиях в Швеции (Ouvinen-Birgerstam, 1999). ITIA содержит пять измерений: физическое " Я " ("Я хорошо занимаюсь спортом", "мне не нравится мое тело", перевернутый пункт), психологическое благополучие ("я спокоен и сдержан", "я часто чувствую напряжение и нервничаю", перевернутый пункт), школьная компетентность ("я хорошо учусь", "я легко забываю то, чему научился", перевернутый пункт) и два социальных измерения: семейные отношения ("мои родители часто довольны мной", "мы много ссоримся в моей семье", перевернутый пункт) и отношения с другими ("у меня много друзей", "у меня много друзей"). часто чувствую себя одиноким, ‘перевернутый пункт). Диапазон общего балла составляет от -144 до 144, а для измерений - от -28 до 28, за исключением психологического благополучия, которое колебалось между -32 и 32.

ITIA предназначена для учащихся младших классов средней школы и средней школы (в возрасте 10-18 лет). Он состоит из 72 пунктов с четырьмя вариантами ответов: "полностью согласен", "частично согласен", "частично не согласен" и "полностью не согласен".- Половина пунктов сформулирована положительно, а половина-отрицательно.

Альфа-значения Кронбаха для выборки 2013 года составили 0,79 для физического я, 0,81 для психологического благополучия, 0,75 для школьной компетентности, 0,84 для семейного я, 0,68 для отношений с другими и 0,92 для общей шкалы. Исследования, проведенные настоящей исследовательской группой, проверили конвергентную валидность общего балла самооценки ITIA по отношению к списку молодежи Бека и его субшкале общей самооценки 20 пунктов (Beck et al., 2004). Самооценка Бека показала сильную связь (r = 0,74) с общим количеством баллов ITIA (Leo and Persson, 2011). Базовая самооценка Форсмана и Джонсона (1996) также имела сильную связь (r = 0,81) с суммарными баллами ITIA (Pybus, 2014). Базовая самооценка - это шкала из 13 пунктов, которая измеряет эмоционально обоснованную глобальную самооценку (Форсман и Джонсон сообщили, что r = 0,79–0,85 по отношению к самооценке Розенберга). Эти корреляции указывают на то, что общий балл ITIA может быть использован для оценки глобальной самооценки. Мы приводим в результатах как общую оценку, так и Пять измерений, несмотря на то, что некоторые ученые советуют не суммировать различные измерения в общую оценку с помощью своих мер (Harter, 2012). Пять измерений ITIA с момента его создания (Ouvinen-Birgerstam, 1999) использовались клинически для обозначения различных аспектов Я-концепции, а общий балл использовался в качестве оценки глобальной самооценки. Альфы кронбаха не были доступны для данных с 1983 года. Для оценки надежности субшкал был использован метод разделения пополам, свидетельствующий о хорошей надежности (Ouvinen-Birgerstam).

Проверка гистограмм не выявила явных отклонений от нормальности ни по одному измерению, кроме одного, связанного с семейной самооценкой, для выборки 2013 года. Асимметрия для большинства шкал была явно ниже обычно используемого диапазона точек среза (т. е. между -1 и 1; Hair et al., 1998) колеблется от -0,68 для общего балла до -0,87 для самооценки отношений с другими людьми. Для самооценки, связанной с семьей, асимметрия составила -1,4.

Процедура

Данные были собраны из 31 школы в 2013 году и из 27 школ в 1983 году. На выполнение теста ушло около 30 минут. Набор данных имел некоторые пропущенные значения, однако ни один элемент не превышал 1% пропущенных значений. Максимум два элемента были заменены рассчитанным средним значением индивидуума для остальных элементов для соответствующих субшкал, когда первый в некоторых случаях отсутствовал.

Продолжение в части №5

Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00802