Поколенческие различия в самооценках в разных возрастных группах
В американских исследованиях были обнаружены более значительные когортные различия между детьми, чем между подростками. Язычник и др. (2010) метаанализ глобального изменения самооценки в период с 1988 по 2006 год показал большую разницу (d = 0,78 по Коэну) в возрастной группе 11-13 лет. В 2006 году самооценка была выше. Джентиле и др. (2010) продемонстрировали меньшие различия (d = 0,39 для всей выборки и d = 0,17 для кавказских участников) для учащихся средних школ (возраст 14-17 лет). Метаанализ глобальной самооценки 14-летних подростков, проведенный Twenge and Campbell (2010), выявил очень небольшую разницу (d = 0,12) между 1991 и 2007 годами. Исследования различий поколений в размерных самооценках немногочисленны.
В северных странах было проведено очень мало сравнений между поколениями в отношении глобальной самооценки или различных аспектов самооценки. Немногих сравнений, которые существуют только сравнивать в одной возрастной группе (Wångby и соавт., 2005; Фризен и Anneheden, 2014), включают в себя ограниченный период времени (Фризен и Anneheden) или изучать только одно измерение или только глобальной самооценки (Wångby и соавт., 2005; Фризен и соавт., 2014). Фризен и Аннехеден не обнаружили каких-либо изменений в период с 2000 по 2010 год в самооценке шведских 10-летних детей, связанной с телом. Сравнение 15-летних девочек из двух шведских выборок (1970 и 1996 гг.) выявило тенденцию к более глобальным проблемам самооценки в 1996 г., чем в 1970 г. (Wångby et al., 2005). В норвежском исследовании сравнивалась глобальная самооценка 16-летних подростков, а также их физическая внешность в период с 1992 по 2010 год (Von Soest and Wichstrøm, 2014). Они обнаружили небольшое увеличение тенденций как в измерении внешнего вида (d = 0,19 для девочек и 0,27 для мальчиков), так и в глобальном измерении самооценки (d = 0,12 для девочек и 0,19 для мальчиков). В нашем исследовании исследуются различия в самооценке в двух разных возрастных группах (10-12 и 13-15 лет), чтобы представить отдельные анализы поколенческих тенденций для начальной и младшей средней школы. Гендерные различия - это еще один аспект самооценки, который влияет на тенденции самооценки на разных этапах развития.
Развитие гендерных различий в самооценках
Большинство гендерных исследований глобальной самооценки обнаруживают гендерные различия в пользу мужчин. Однако размеры влияния гендерных различий в самооценке на протяжении всей жизни, как правило, невелики (d = 0,25 у Bleidorn et al.'s, 2016; d = 0,21 в Kling et al., 1999). Наибольшие гендерные различия были обнаружены в подростковом возрасте (d = 0,33 у Kling et al., 1999 для 15-18-летних).
Было обнаружено, что девочки одинаково оценивают глобальную самооценку мальчиков в ранние годы (4-9 лет в Noordstar et al., 2016; 9-12 лет в Robins et al., 2002). Девочки оценивают себя даже выше, чем мальчики, в некоторых аспектах, таких как чтение (в возрасте 7-11 лет в Marsh, 1989), честность (в возрасте 10 и 12 лет), школьная компетентность и отношения со сверстниками (в возрасте 12 лет: Orth et al., 2014b).
Как девочки, так и мальчики демонстрируют снижение глобальной самооценки во всем мире в связи с переходом в младшую среднюю школу в возрасте 12 или 13 лет (Marsh, 1989; Twenge and Campbell, 2001; Robins et al., 2002; Кантин и Бойвин, 2004). Это снижение самооценки идет параллельно с увеличением когнитивной способности оценивать себя более реалистично и по отношению к другим (Harter, 2012). Глобальная самооценка повышается с 15 или 16 лет (Erol and Orth, 2011; Bleidorn et al.'s, 2016). В некоторых западных странах (Marsh, 1989 в Австралии; Twenge and Campbell, 2001 В Соединенных Штатах) отмечается расширение гендерного разрыва, поскольку самооценка девочек снижается в большей степени, чем у мальчиков. Самооценка девочек не восстанавливается после подросткового падения вплоть до последнего года обучения в средней школе и во время учебы в колледже (в возрасте 17 или 18 лет). Одно шведское исследование показало, что поворотным моментом для молодых людей может прийти несколько позже, примерно в возрасте от 21 (Фризен и соавт., 2014). Оценки молодых людей по глобальной самооценке (Robins et al., 2002), пятимерная самооценка (Räty et al. 2005), а также связанные с телами, собственной размерности (Фризен и соавт., 2015) были обнаружены незначительные сокращения в позднем подростковом возрасте. Женщины не достигают такого же уровня глобальной самооценки, как мужчины, до самой глубокой старости (возраст 80 лет), несмотря на то, что гендерный разрыв сужается, как показано в двух исследованиях (американская выборка: Orth et al., 2010; смешанная выборка: Robins et al., 2002). Однако к 31 году жизни в норвежской выборке (13-31 год) не было обнаружено никаких существенных гендерных различий в глобальной самооценке (von Soest et al., 2016). Кросс-культурные различия были обнаружены в гендерных различиях (см. Bleidorn et al.'s, 2016 сравнение 48 стран).
Более значительные гендерные различия были обнаружены в измерениях, а не в глобальных самооценках в средней школе (возраст 11-17 лет) (Twenge and Campbell, 2001; Gentile et al., 2009). Выделенные гендерные различия в конкретных измерениях показывают, что мальчики получают более высокие баллы по физической самооценке (Feingold and Mazella, 1998; von Soest et al., 2016; Джентиле и др., 2009) и математической самооценки (Марш, 1989), в то время как девочки набирают более высокие баллы по вербальной и духовной самооценке (Марш, 1989), близкой дружбе (фон Соест и др., 2016), а также для самооценки поведенческого поведения (Gentile et al., 2009).
Некоторые предполагаемые объяснения гендерного разрыва в большинстве самоизмерений таковы: стереотипные гендерные роли, которые навязываются в сегрегированных игровых группах в ранние школьные годы. Высокая глобальная самооценка В подростковом возрасте описывается как нарушение гендерной роли у девочек (Kling et al., 1999). Культурная ориентация на физическую внешность женщин является еще одной предполагаемой причиной и проявляется во всех типах западных СМИ (Hargreaves and Tiggemann, 2004; Rodgers et al., 2015). Хотя внешний вид связан с самооценкой как у женщин, так и у мужчин, Женщины в большей степени недовольны своей внешностью и телом (Hargreaves and Tiggemann, 2004; Frisén and Anneheden, 2014). Худоба, как идеал тела в западном мире, влияет на девочек больше, чем на мальчиков (Hargreaves and Tiggemann, 2004; McArthur et al., 2005; Голан и др., 2014). Еще одна причина заключается в том, что занятия спортом В подростковом возрасте чаще встречаются среди мальчиков и помогают сохранить положительный образ тела. Напротив, нормальные физические изменения у девочек-подростков, включая увеличение жировых отложений, идут вразрез с западными культурными идеалами тела, тогда как нормальные физические изменения у мальчиков, например рост мышц, соответствуют таким идеалам (Rodgers et al., 2015).
Некоторые исследования, посвященные изменению самооценки, не отражают гендерных различий (например, Trzesniewski and Donnellan, 2010; Twenge and Campbell, 2010). При анализе гендерных данных результаты иногда затмеваются другими факторами, такими как этническая принадлежность участников, что делает гендерные различия в самооценке менее заметными. Erol и Orth (2011) не обнаружили значительной гендерной умеренности в своем исследовании участников смешанной этнической группы в возрасте от 14 до 30 лет, но эти авторы признали, что этническая принадлежность может быть смешанной.
В настоящем исследовании рассматриваются гендерные различия в пяти измерениях самооценки в двух шведских выборках 2013 и 1983 годов в возрасте 10-16 лет и гендерные различия в средней школе (16-18 лет) в выборке 2013 года. Гендерные различия представляют особый интерес для Швеции, поскольку она признана стремящейся к гендерному равенству.
Продолжение в части №3
Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00802