До наших дней сохранилось много памятников архитектуры, в числе которых, построенные во времена Петра I. В его эпоху и начинается Петровское барокко, стиль в архитектуре, названный в честь Петра Великого.
Петр I хотел многие вещи перенять у Западной Европы, поэтому облик архитектурных памятников напоминает многие города Европы, особенно данная тенденция была в Петербурге.
Основные черты Петровского барокко:
- Простота объемных построений;
- Сдержанность убранства и строгая симметрия;
- Уход от Византийской традиций.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, например, Михаил Земцов.
Примеры построек в стиле Петровского барокко в Петербурге:
- Летний дворец Петра I;
- Домик Петра I;
- Меншиковский дворец (первое каменное здание в Петербурге);
- Петропавловский собор;
- Здание Двенадцати коллегий;
- Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры;
- Кикины палаты.
Характерные черты по которым можно определить Петровское барокко:
- Симметричные арочные окна;
- Двухцветные фасады (например красно-белые, Кикины палаты и здание Двенадцати коллегий);
- Мансардные крыши;
- Выделения центра здания.
Не забудем про загородные ансамбли, где использовались французские образцы, в частности Версаль, примером являются:
- Ансамбль Стрельны;
- Дворец Монплезир с садом в голландском духе (Петергоф).
Петровское время стало отправной точкой в развитии российской архитектуры XVIII в. В это время, впервые начали использоваться чертежи и для всего этого нужно было воспитать новое поколение русских зодчих. Русские архитекторы отправлялись получать образование за границей и работали под началом приглашенных из других стран архитекторов.