Найти тему
Алана Лиханова

Привлекательность лица против художественной красоты в художественных портретах: поведенческое исследование. Часть №2

Материалы и методы

Эксперимент 1: Суть

Восприятие сути - это один из методов изучения художественных портретов с точки зрения сходства и различия оценки привлекательности и художественной красоты. Термин gist относится к методу кратковременного и замаскированного представления и восприятия. С помощью этого метода информация, получаемая от зрительных стимулов, предположительно фильтруется (Thielsch and Hirschfeld, 2012). Воспринимается только существенная визуальная информация или центральная идея (а именно “суть”). Большинство экспериментов gist связано с задачами категоризации и идентификации. Ранее, эффект вышестоящие была продемонстрирована (рогоза и соавт., 2009; Vanmarcke and Wagemans, 2015). Этот эффект подразумевает, что по сравнению с базовым объектным уровнем (например, собака) категоризация подчиненного объектного уровня (например, животное) происходит быстрее и точнее. Кроме того, категоризация единичных объектов происходит быстрее и точнее, чем категоризация сложных природных сцен (Vanmarcke and Wagemans, 2015). Кроме того, окружение объекта имеет первостепенное значение. В метаанализе Oliva и Torralba (2007) показали, что объекты, представленные в знакомом контексте, могут быть распознаны быстрее.

В эстетических исследованиях эксперименты gist показали, что первые впечатления, касающиеся визуальной привлекательности реальных веб-сайтов, являются последовательными и точными даже при времени экспозиции менее 500 мс (Lindgaard et al., 2006). При 50 мс оценки были надежными, и появился простой эффект воздействия. Другие рейтинговые эксперименты были сосредоточены на привлекательности лица. Локер и соавт. (1993) показали, что привлекательность может быть оценена с первого взгляда в 100 мс. это открытие было воспроизведено (Olson and Marshuetz, 2005) с помощью времени экспозиции 14 мс. Участники смогли довольно точно оценить привлекательность лицевых стимулов, хотя они даже не были осведомлены о том, какие образы они видели.

Что касается художественных произведений, то зрители могут уловить структурную композицию и семантический смысл в течение 100 мс (Locher et al., 2007). Локер и соавт. (2007) подчеркнул, что даже короткий взгляд дает глобальное впечатление о произведении искусства. Они обнаружили высокую корреляцию между оценками приятности, когда стимулы были представлены в течение 100 мс, и когда стимулы были представлены в течение неограниченного времени. В среднем, неограниченные оценки приятности были выше, чем 100 мс оценок приятности. Это можно объяснить “беглостью речи " (Reber et al., 1998). Беглость объекта облегчает обработку и, следовательно, увеличивает симпатию. Возможно, в кратковременных презентациях сознательная (когнитивная) обработка ограничена и преобладает перцептивная обработка. Более длительная продолжительность презентации может увеличить воспринимаемую беглость и симпатию (Reber et al., 1998). С помощью эксперимента Gist мы рассмотрели гипотезу о том, что восприятие художественной красоты и привлекательности обрабатывается соответственно по-разному.

Здесь мы попытались повторить результаты работы Locher et al. (2007), который показал, что рейтинги художественной красоты выше в ЛТП, и предположил, что рейтинги привлекательности будут ниже в ЛТП, потому что привлекательность опосредована перцептивно управляемыми процессами в большей степени, чем художественная красота. Более того, большее количество визуальной информации может негативно повлиять на первое хорошее впечатление. Поэтому рейтинги могут снижаться, чем дольше кто-то наблюдает за лицом. Это было бы в соответствии с выводами Gerger et al. (2016). Кроме того, мы использовали другие наборы данных с художественными претензиями или без них. Наша цель состояла в том, чтобы исследовать, существует ли ограничение описанного рейтингового паттерна на портретные картины или существует ли паттерн в оценках gist для стимулов с художественными претензиями.

Участники

В этом исследовании приняли участие шестьдесят студентов (от 18 до 31 года, M = 23,1, 14 мужчин), в основном с медицинского факультета. Шесть участников пришлось исключить из первоначальных 66 участников из-за проблем со сбором данных. Участники были разделены на три группы (по 20 участников в каждой группе). Оба эксперимента проводились в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации и были одобрены комитетом по этике Йенской Университетской больницы. Все участники дали свое письменное согласие до начала эксперимента.

Мы использовали шесть различных наборов данных (художественные портреты, фотографии лиц, пейзажные картины, пейзажные рисунки, пейзажные фотографии и абстрактное искусство), каждый из которых содержал 100 изображений. Художественные портреты и пейзажные картины были подмножеством из базы данных JenAesthetics (Amirshahi et al., 2013), фотографии лиц были случайными выборками из базы данных лиц (Ebner et al., 2010), ландшафтные рисунки и ландшафтные фотографии были взяты из базы данных, созданной Redies et al. (2007) и изображения абстрактного искусства были взяты из базы данных, созданной Mallon et al. (2014).

Продолжение в части №3

Источники: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.02254