Найти в Дзене
Иван Демичев

Азбука сленга гитариста: "Выкатили славный стэк!"

Первая часть ◄ (ссылка кликабельна) "Азбуки сленга гитариста" получила положительные отклики, и сегодня я продолжу знакомить вас со значениями "музыкальных выражений и словечек", широко распространенных в узких кругах.

Иван Демичев во время выступления на стенде AMT Electronics. Musikmesse 2016 (Франкфурт, Германия)
Иван Демичев во время выступления на стенде AMT Electronics. Musikmesse 2016 (Франкфурт, Германия)

Гитарная терминология

“Стафф” (от англ. "stuff", “guitar stuff” ) — в общем случае, это синоним словам-терминам "риг", "гир" и "сетап" (см. предыдущую статью). Также, этот термин обозначает и различные расходники (струны, медиаторы, батарейки, средства по уходу за инструментом и проч.), элементы антуража и сценического имиджа музыканта (напульсники, цепи, кулоны, повязки и проч.) - то есть практически всё, что делает обычного музыканта Артистом сцены.

Пример словоупотребления:

"Мой стафф помещается в небольшой сумке"; "Стафф - стаффом, а руки - руками" (вся сила гитариста - на 70% в его умении играть на инструменте, а потом уже - в его оборудовании).

Рэ́к / рэ́ковый” (от англ “rack” — полка, стеллаж) — обозначение форм фактора любого девайса (преампа, оконечника, гитарного усилителя, процессора эффектов и проч.), который имеет фиксированные размеры по высоте (1U, 2U, 3U, 4U ... где высота 1U = 44 мм) и ширине (ширина U = 19 дюймов), установленные рэковым стандартом, а также ограничение по максимальной глубине устройства.

Это дает возможность такому прибору быть смонтированным в стандартный "рэк" (рэковый кейс, рэковую сумку, либо рэковую стойку).

Пример словоупотребления:

"Весь его гир занимает всего 3U высоты рэка".

“Лицо́” — основной вход INPUT в преамп гитарной головы / комбо. Также, иногда обозначает переднюю панель какого-то устройства.

Пример словоупотребления:

Втыкайся в лицо - там без вариантов(совет подключать гитару / педалборд сразу в INPUT гитарной головы / комбо, так как петли́ эффектов в этом аппарате нет).

“Раскача́ть / раска́чивать” — увеличивать общий уровень громкости прибора (обычно - применимо к усилительному гитарному оборудованию).

Пример словоупотребления:

Раскача́ть голову просто не реально: везде сразу суета” (крик души о невозможности играть в собственной квартире в ламповый усилитель с кабинетом 4x12 из-за регулярных жалоб соседей).

“Мощни́к / коне́ц / оконе́чник” — гитарный оконечный усилитель мощности (если речь об отдельном приборе) либо усилитель мощности в составе гитарной головы.

Пример словоупотребления:

Подраскачать мощник” (добавить мастер громкости на гитарной голове); Войти в конец” (подключить свой преамп в гитарный усилитель мощности); “Спалить оконечник (включить ламповый усилитель без нагрузки, либо не соблюсти импеданс гитарного кабинета).
Пример басового кабинета AMT-BN10-410 c динамиками BN10-300X CELESTION
Пример басового кабинета AMT-BN10-410 c динамиками BN10-300X CELESTION

“Усило́к” — ввиду отсутствия желания разбираться с терминологией, именно так нередко именуется практически любое усиливающее звук гитары устройство, чья мощность начинается (условно) от 10-20 Вт.

Пример словоупотребления:

На базе усилок вообще не айс(репетиционная комната оснащена гитарным аппаратом начального уровня).

“Транзюк / транзи́стор” — транзисторная гитарная голова или комбик.

Пример словоупотребления:

“Даррелл выжал максимум из транзюка!” (вспоминая Dimebag Darrell, который предпочитал играть именно на транзисторных гитарных усилителях); “Транзистор для дома - самое оно” (агитация за приобретение гитарного комбика транзисторного типа).

“Петля́ / петля́ эффектов” — применимо к гитарному усилению, означает наличие выходного разъема после секции преампа гитарной головы (Send FX) и входного разъема перед оконечным усилителем мощности головы (Return FX). Пример словоупотребления:

Пример словоупотребления:

"А там есть петля?" (справедливый вопрос гитариста ко звукорежиссеру концертной площадки касательно местного гитарного комбика, когда всё еще теплится надежда использовать на концерте свой собственный преамп).

“Разрыв” — отдельный вход (например, Return FX), позволяющий подключиться напрямую в оконечный усилитель мощности гитарной головы.

Пример словоупотребления:

"Попробуй в разрыв" (просьба звукорежиссера начинающему гитаристу коммутировать гитарные педали именно во вход Return FX, нежели в основной INPUT гитарной головы).

“Воткнуться в разрыв” — то есть, подключить свой собственный (отдельный, внешний) преамп напрямую в оконечник гитарной головы в обход её “родного” преампа.

Пример словоупотребления:

"Обычно я всегда втыкаюсь в разрыв" (речь о подсоединении педалборда напрямую в оконечник гитарного усилителя).

“Кабинет / каб” — гитарный кабинет (подразумевается, что с уже установленными в него гитарными динамиками).

Пример словоупотребления:

"Кинь на мой каб 57-ой" (буквально: "предлагаю снять звук с моего гитарного кабинета традиционным способом - микрофоном SHURE SM-57").

“Стэк” — комплект оборудования, состоящий из гитарной головы и одного / нескольких гитарных кабинетов.

Пример словоупотребления:

"Выкатили славный стэк!" ("спасибо прокатчикам за то, что сегодня мне предоставили отличный ламповый гитарный усилитель с двумя кабинетами 4x12, с моими любимыми динамиками Celestion VINTAGE 30 на борту").

“Комбик / комбарь” — прибор, совмещающий гитарный преамп, оконечник и динамик в едином корпусе (комбо-усилитель).

Пример словоупотребления:

"Комбарь, конечно, полная ботва, но куда деваться?" (когда комбо-усилитель не оправдал надежд и ожиданий гитариста).

Как видите, такого рода терминов существует достаточное множество, поэтому в будущем я продолжу выпуск материалов в продолжении гитарной "Азбуки".

Друзья, если вам знакомы какие-то интересные особенные термины по данной теме — делитесь в комментариях!

Если статья вам понравиласьставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новый материал.

Сопротивление "омов" или импеданс: ликбез для гитариста
Оптический гитарный компрессор: демонстрация возможностей и режимы работы