Национальным русским героем и святым остался в истории Александр Невский, новгородский и владимирский князь (1220 – 1263 гг.). Он проводил верную и взвешенную политику уступок татарам и решительного отпора агрессии с Запада (разгрома шведов на Неве 15 июля ё240 года и немецких рыцарей на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.). В 1257 г. состоялась первая татарская перепись Руси с целью сбора податей. Останки князя и полководца после пятого по счёту перезахоронения покоятся в Александро-Невской лавре.
С А.Невским связывает освобождение Руси от Орды (английский историк Д.Феннел и Л.Н Гумилёв). Его преемники и родственники московские и тверские князья сумели понять общенациональные интересы страны, прекратить внутренние войны и татарские карательные набеги.
Москва стала усиливать своё влияние при Иване Даниловиче Калите (1325-1340). Иоанн Калита был добр, любил подавать нищим, потому и всегда носил с собой мешок с деньгами («мешок» по-татарски – Калита). Он подчинил своей власти северную и восточную Русь. Построил вокруг Москвы дубовую стену, восстановил Кремль и дважды после пожаров восстанавливал Москву. В руках государя появились скипетр и держава, на голове – «шапка Мономаха» – золотая тюбетейка, опушённая мехом, которую подарил И.Калите хан Узбек. Позже ( при Иване Ш в 1472 г.) русский герб украсил двуглавый орёл. Московское княжество стало самым сильным и богатым на Руси. Боярство и церковь поддержали глубокую религиозность И. Калиты, его княжество. Москва возвысилась по следующим причинам:
- Выгодное географическое положение, центр торговых транзитных путей с севера на юг, с запада на восток;
- Защищённость от нашествий врагов другими русскими княжествами. От немцев, литовцев и татар Москву прикрывали Новгород, Тверь и Рязань. Поэтому население страны охотно переселялось в центр;
- Гибкая политика московских князей по отношению к Орде. Иван Калита, благодаря лояльному отношению к татарам, получил право самим собирать «Ордынский выход» ( дань для татар) со всех русских земель, поставил их тем самым в подчинённое положение к Москве.
Раньше сборщики собирали податей больше, чем требовал хан, излишки присваивали. Калита же стал собирать с народа меньше дани, хану увеличил её, а на оставшиеся деньги покупал себе города и сёла в разных княжествах. Ивану Калите принадлежало 50 сёл с пашнями и лугами, а Василию Тёмному уже 150 сёл. Договорившись с Ордой, Калита обеспечил богатство Москвы, её притягательность для русских людей, обеспечил мир и дал толчок развитию ремесла и торговли. Политика терпения и настойчивости к захватчикам увеличилась стабильностью Москвы в течение 6 поколений (от сына А.Невского Даниила (умер в 1303 г.) до Василия Тёмного (умер в 1462 г. ). В Куликовской битве (1380 г.) именно князь Московский стал символом объединения русских земель в борьбе с Ордой;
· перенесение резиденции митрополита Святого Петра из Владимира в Москву в начале 14 века тоже сыграло объединяющую роль для русского народа;
· в Х1У веке в Золотой Орде набирает силу феодальная раздробленность, что серьёзно ослабило её. Во второй половине этого века в Орде начинается затяжной политический кризис. В 1370 г. Монгольская империя распадается. За 20 лет в г. Сарае сменилось 20 ханов. В этих условиях князь Дмитрий Донской (1359-1389) формирует антиордынский союз русских князей, отказывается платить дань Орде, строит мощную белокаменную крепость в Москве. Орда раскалывается на западную часть во главе с Тёмником (военачальником) Мамаем и восточную во главе с ханом Тохтамышем. Остро нуждаясь в ресурсах России , Мамай в 1380 году решил вначале подчинить Русь, а затем ударить по сопернику Тохтамышу. Троицкий игумен Сергий Радонежский благословил Дмитрия на Куликовскую битву. Эта битва – первая победа Руси над главными силами Орды. Однако процесс объединения Руси вокруг Москвы и падения власти Орды растянулся недолго. В 1382 г. хан Тохтамыш уничтожил власть Мамая, сжёг Москву и заставил русских князей вновь платить дань. Но Дмитрий Донской и его преемники передавали власть по наследству. Москва стала уже главной столицей Руси. Спор Москвы и Твери был решён в пользу Москвы.
Создание единого русского государства
Собирание Москвы московскими князьями Иванами да Василиями с ХШ века шло медленно и непрерывно в течение двух с лишним столетий. Качественный рывок произошёл при Иване (1462-1505). Сын Василия Тёмного Иван в 14612 г. получил от отца Московское княжество в 400 тыс. кв.км. А своему сыну Василию оставил государство в 2 млн. кв. км. Иван был грозным, жестоким правителем, но интересы государства ставил выше личных. Он интересовался европейскими ремёслами и культурой, ценил талантливых людей в России. Этим он как бы предвосхищал Петра 1. Иван стал создателем Российского централизованного государства, первой мощной монархии на Руси. Иван чётко осознал и решил следующие национальные задачи страны:
· установил сильную единоличную власть монарха;
· прекратил феодальные междоусобицы князей;
· ликвидировал самостоятельность княжеств и уделов;
· окончательно сверг татарское иго;
· перешёл от оборонительной внешней политики к наступательной. Всё это соответствовало интересам основной массы населения страны. Московская Русь с конца ХУ века стала называться Россией.
Этап великих преобразований Ивана завершился.
За 70 лет правления Ивана и его сына Василия территория Московской Руси выросла в 6 раз (достигнув 2,6 млн. кв. км с населением около 7 млн. чел.). Московия вобрала в себя Восточную Европу, Урал, Северное море, Литву.
Не будучи хорошим полководцем, Иван был великим стратегом и дипломатом. Почти без войн к Москве присоединилась основная масса русских княжеств: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Рязанское (1517), Тверское (1485),
Новгородское (1478), Пермь (1472), Вятка (1489), а при его сыне Василии: Псков (1510), Смоленск (1514) – и многие другие земли. Своим титулом – царь, самодержец и государь всея Руси – Иван провозгласил себя наследником Византии и оплотом православия в мире.
Так завершился гигантский труд восьми поколений князей . Вокруг Москвы объединились почти все великороссы. И это имело огромное значение:
- пережив тяжелейшие 13-14 века, русская нация сумела выжить, объединиться;
- падение татарского ига в 1480 году обеспечило внешнюю независимость страны;
- завершилось формирование государства, создана монархия, не ограниченная уставами и учреждениями. Монархия стала более эффективной формой государства, оптимально защищающей национальные интересы;
- великокняжеская, затем царская власть стала арбитром разных интересов различных сословий и этносов в огромной разноплемённой стране;
- православная церковь поддержала полностью власть. Их интересы совпали.
И всё же великий князь той эпохи это не восточный деспот, а рачительный хозяин - собиратель, первый среди равных ему по крови князей Рюриковичей. Его власть опиралась на боярскую думу, на приказы - органы центрального управления. В ХШ-ХУ веках демократический и аристократический элементы в политике были уничтожены. Вече полностью запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована (при Иване Грозном физически). Демократическая традиция возродилась лишь с ХУ века в общинах казаков на юге страны. Казачество возникло в ХУ-ХУ1 веках на реках Дон, Яик (Урал) и Днепр и пользовалось большой автономией от Москвы. Они выполняли роль пограничных войск. Ведь спор Руси со Степью-ханствами – осколками Золотой Орды – Казанским, Астраханским и Крымским - ещё не был утверждён.
Преобразования той эпохи рушили свободы и власть целых слоёв общества – бояр, удельных князей. Владельческие крестьяне лишены всякой свободы передвижения. По судебнику 1497 г. им было разрешено 26 ноября и неделя после. Прикрепление крестьян к земле было крайне необходимым государству. Чтобы сохранить себя, государство должно было иметь постоянное боеспособное войско из дворян, которые получали за свою службу и на её период поместья с крестьянами. И всё же основную часть крестьян составляли тогда ещё черносошные крестьяне (свободные общинники).
Итак, северо-восточная Русь объединилась. Но отдельно от Москвы жила ещё юго-западная Русь, значительная часть которой вошла в состав великого княжества Литовского, а потом (с 1569 г.) в объединённое польско-литовское государство – Речь Посполитую. Тем доминировали католицизм и польская культура. Иван Ш и его преемники постоянно напоминали, что Киев, Смоленск и Чернигов – это их «отчина и дедина». Давление Москвы в этих землях усилилось в 16 веке.