Я обожаю подобные истории. Биографию режиссера Владимира Меньшова можно приводить в пример для иллюстрации цитаты из его же собственного главного фильма. Но обо всем по порядку.
Меньшов закончил ВГИК и стал единственным на всем курсе, кому не предложили работу. Его жена Вера Алентова (они рано поженились, еще студентами) пошла работать в театр. Меньшов много лет не зарабатывал и жил за счет жены.
Потом он снял свой первый фильм - “Розыгрыш”. Фильм неплохой, но он подростковый, и достаточно серьезно его не восприняли.
Всего один фильм к 40 годам - штатный режиссер Мосфильма Меньшов мог считаться неудачником.
В те годы был моден Андрей Тарковский. То, что его фильмы не пропускали и клали на полку, это заблуждение. Госкино носилось с ним, как с товаром, который показывают лицом за границу, ему давали огромные бюджеты, прощали все причуды (например, он ТРИ раза полностью переснимал “Сталкера”). Но кто сейчас с ходу процитирует фильм Тарковского? Кто будет пересматривать Тарковского на праздник?
Москва слезам не верит
От сценария "Москва слезам не верит" отказалось несколько знаменитых режиссеров, посчитав его бездарным. Руководство киностудии решило отдать сценарий хоть кому-нибудь. Отдали Меньшову. Началась подготовка к съемкам.
Людмила по сценарию была красавицей. На ее роль Меньшов приглашал Анастасию Вертинскую, но она прочла и сказала: “Сценарий - г-но”. Затем Меньшов позвал Терехову. Но Терехова отказалась из-за занятости, выбрала роль Миледи.
От роли Кати отказалась, не заинтересовавшись сценарием, Ирина Купченко. Никому не нравилась роль подлеца Рудольфа и его мамаши. Наталье Вавиловой запрещали сниматься родители, никак не могли найти актера на роль Гоши. Проблемам с подбором актеров не было конца. Но наконец после многих компромиссов всех утвердили и… фильм стал таким, каким стал, представить других актеров в нем невозможно.
Когда Люда в фильме говорит Смоктуновскому: "Поздновато начинаете", говорят, Меньшов намекал на себя. И про "в 40 лет жизнь только начинается" - тоже.
Удивительно, но поначалу фильм оценили низко. Его обвинили в пошлости и мелодраматичности (как будто второе - это плохо).
Спас фильм Брежнев - ему на дачу передали пленку. Брежнев вообще, по словам современников, был нормальный человек. И он повлиял на судьбу многих фильмов.
Говорят, у "Оскара" в номинации "Иностранный фильм" в тот год не было явного фаворита, но был аутсайдер. Угадайте, кто. Но он почему-то выиграл.
На экране
Меньшов работал и актером тоже. Моя любимая роль - Паша Голиков в фильме "Где находится нофелет".
А еще он сыграл в одной из лучших новелл еще приличной, 2 части фильма "Елки". Исполнил роль реально существующего человека - Сергея Сотникова из Ижмы. Если не слышали историю, поищите, она очень интересная.
Любовь и голуби
В 1984 году Меньшов снял "Любовь и голуби". Его снова обвинили в пошлости, "лубочности", пропаганде пьянства и потакании вкусам необразованных слоев населения.
Также раскритиковали подбор актеров: не понравились Юрский и Тенякова в роли дяди Мити и бабы Шуры (Наталье Теняковой, к тому же, было всего 40 лет). Не понравилась и Нина Дорошина, по сценарию ей около 40 лет, а на момент съемок актрисе было 50.
После распада СССР
Меньшов снял еще два фильма: кошмарный “Ширли-мырли” (это был какой-то угар 90-х, я почти не знаю фильмов хуже) и неплохой “Зависть богов”.
Несмотря на то, что список его фильмов очень короткий, у него есть “Оскар” и признание. А где теперь критики с тонким вкусом? Что они сняли или написали, кто их помнит?
А вы знаете известных и талантливых людей (писателей, актеров, режиссеров), которых поначалу считали неудачниками?
Почитать еще: #дсг_кино