Найти тему

Жизнь Тимофея Ромашкина

Оглавление

Подвиг. Порой он совершается в считанные доли минуты. Патриотический подвиг — не мгновенная вспышка молодецкой удали. Это результат сознания человека, его убеждений. И нередко — итог всей его жизни. Она, жизнь героя, как бы предисловие к его бессмертному подвигу.

Герой Советского Союза Тимофей Терентьевич Ромашкин.
Герой Советского Союза Тимофей Терентьевич Ромашкин.

КЕМ БЫТЬ!

Жизнь Тимофея Ромашкина очень схожа с биографиями тысяч и тысяч его сверстников.

Родился он в семье крестьянина-бедняка в огневом девятнадцатом году на Витибщине. Труд, тяжелый, с постоянным недоедом познал с малолетства. И скотину чужую пас, картошку копал тоже чужую, помогал по дому. Потом в Морченках, родной деревне Тимофея, образовался колхоз

Отец вступил в него одним из первых. Жизнь налаживалась не быстро, но уверенно. Тимофей уже ходил в школу. В тридцать пятом закончил семилетку. Учиться дальше не удалось. Надо было помогать семье. А тут как раз стали приглашать колхозную молодежь на кирпичный завод работать. И стал Тимофей кочегаром.

Об авиации юноша задумался уже будучи в Ленинграде. Плотником там трудился на стройке. Везде висели яркие плакаты, призывали молодежь на самолет. Советская авиация все шире расправляла свои крылья. Уже вся страна знала своих первых героев-летчиков. Нет, Ромашкина не слава, не романтика влекла в авиацию. Технику ему хотелось познать. Очень любознательный с раннего детства, Тимофей еще на школьной скамье мечтал о машинах, много читал про разные моторы. А тут самолет. Что может быть интереснее?

В первом Ленинградском аэроклубе парня-крепыша встретили вопросом:

— В летчики, значит, захотел?

— Нет, мотористом бы научиться.

Дотошный это оказался ученик, пытливый. Лекции слушал, как и все. Но вот на практике, на уроках материальной части на слово преподавателям «не верил», при первой же возможности своими руками копался в моторе, каждую детальку на ощупь познавал.

Через год учеба осталась позади. Ему, лучшему выпускнику, предложили работать в аэроклубе авиамотористом. Он, конечно, не отказался. Какой там рабочий день — от зари и до зари «пропадал» на аэродроме. Стахановцем его объявили, в Ленинский комсомол приняли.

Увлекла работа Тимофея. Об инженерном образовании задумался. Правда, для этого сначала нужно было закончить десятилетку. Решил поступить в вечернюю школу рабочей молодежи.

Но заявление так и не успел отнести в дирекцию. Пришла повестка из райвоенкомата.

В армии Ромашкина назначили парашютистом-десантником. Прыгал много, не хуже других. А все- таки тянуло к родному делу, к моторам. Однако перевестись в техническую часть не удалось. Началась война с белофиннами...

В архивных документах не осталось следов, на каких участках воевал Тимофей Ромашкин, сколько раз он десантировался в неприятельский тыл. Известно лишь, что в одном из боев красноармеец Ромашкин получил пулевое ранение.

ЗА РОДИНУ

Шел 1941 год. После демобилизации из Красной Армии Тимофей Терентьевич работал в Ленинградском аэропорту. Снова любимые моторы, любимое дело, подготовка самолетов к пассажирским рейсам. И учебники. Решение стать авиационным инженером было принято окончательно.

Однако и на этот раз осуществить его Ромашкину было не дано. Грянула Великая Отечественная война. Запылала земля советская от Белого до Черного моря. Подразделения гражданской авиации спешно преобразовались в боевые транспортные полки и эскадрильи. В состав одного из них, 5-го отдельного, и был по личной просьбе зачислен авиамоторист комсомолец Ромашкин.

Война. Карельский фронт. Июль 1941 года. Первые боевые вылеты полка. И первое боевое крещение тех, кто на земле, под вражеской бомбежкой, снаряжает еще недавно такие мирные пассажирские самолеты туда, за линию фронта, в огонь, в бой. Среди них и Ромашкин. И моторист, и планерист, и оружейник. Одну машину пришлось готовить к полету под вражеским артиллерийским обстрелом. Кое-кто дрогнул сердцем, побежал к отрытым в земле спасительным щелям.

— Хлопцы, да куда же вы? — закричал им Тимофей, стоявший во весь рост на плоскости самолета. — Ведь фрицы по площадям бьют. Разве не видите, огонь- то не прицельный?

Все полковые мотористы и техники знали — Ромашкин воевал на финской, уважали его и поверили, вернулись к самолету. Неизвестно только, верил ли своим словам сам Тимофей. Для него в ту минуту, несомненно, главным, самым главным было выпустить машину в небо, спасти ее от уничтожения вражескими снарядами. И она вылетела!

Тяжелая, кровопролитная шла война. Не на жизнь, а на смерть. Полк летал напряженно, и днями, и ночами, часто в далекий вражеский тыл. Техника была самая разная — Ли-2, ТБ-3, ТБ-1, Як-6, С-47. И моторы у каждого свои. Ромашкин знал их все. Он не только обслуживал, но и своими руками, без какой-либо мало-мальски сносной технической оснастки, ремонтировал самые разнообразные двигатели — М-11, М-17, М-34РИБ, М-62ИР...

Фашисты озверело рвались к скованному блокадой и лютыми морозами Ленинграду. Полк нес потери и в самолетах, и в людях. А бои все ожесточались.

Однажды Ромашкин случайно узнал от летчиков, что предстоит важное задание, а на одном самолете нет стрелка. Погиб в схватке С парой мессершмиттов. И Тимофей пошел в землянку к командиру эскадрильи.

— Разрешите лететь за стрелка?

— Вам? Так вы же...

Ромашкин понял офицера, доложил:

— Летал я, парашютистом. Пулемет шкасс знаю. Сам ремонтирую, когда нужда у оружейников случается.

С тех пор и стал Тимофей воздушным стрелком по совместительству. Летал на самолетах Г-2, У-2, Р-5, ПР-5, Г-1, ПС-89. За это его и медалью «За отвагу» наградили.

Летал и мотористом работал. Сколько боевых вылетов совершил Тимофей Терентьевич, таких данных в документах нет. Но они сохранили две цифры: 1018 и 950. Первая — это общее количество обслуженных мотористом Ромашкиным самолето-0вылетов, вторая — на боевые задания.

Что еще сохранили документы? На фронте Ромашкин вступил в Коммунистическую партию, был трижды награжден.

ВОЗДУХОМ ПРИЗВАННЫЙ

Отгремела великая война. К подножью ленинского Мавзолея рухнули знамена и штандарты поверженных в прах фашистских полчищ.

Как и большинство воинов-победителей, Тимофей Терентьевич вернулся к мирному труду. Опять авиамоторист, теперь уже в только что созданном Таллинском аэропорту. Любимые моторы, любимая работа.

Бурно развивалась гражданская авиация Эстонии в послевоенные годы. Много требовалось специалистов. Особенно остро нужны были тогда бортмеханики. Ромашкину предложили поехать на учебу в Баку, в Летный центр Аэрофлота. Коммунист должен быть там, где труднее, там, где он нужнее. Партийный долг поднял Тимофея Ромашкина в небо.

Потом, уже будучи бортмехаником, награжденный медалью «За трудовую доблесть» и орденом «Знак почета», он любил шутить в кругу друзей:

— Тимофей Ромашкин, воздухом призванный.

Полеты стали его жизнью. Работая в Эстонской отдельной авиагруппе, он налетал более полутора миллионов километров. Налетал безаварийно, без единого отказа материальной части в воздухе. Запевала соревнования за отличное обслуживание и эксплуатацию авиационной техники, был одним из первых занесен на Доску почета и в Книгу почета как лучший бортмеханик эстонских воздушных трасс.

А в тот январский день 1954 года он по обыкновению потрепал по головке дочурку Ларису, как обычно сказал жене Валентине Дмитриевне:

— Ждите подарочки из Ленинграда. Я быстренько: туда и обратно.

ВО ИМЯ ЖИЗНИ

Лаконичнее и точнее о подвиге Тимофея Ромашкина не расскажешь, чем написано в представлении к награждению. Вот этот, теперь уже исторический документ:

8 января 1954 года при выполнении рейса № 365 на самолете Ли-2 № 4942 в районе Кяру ЭССР в момент раздачи пассажирам газет и журналов вооруженные бандиты напали на экипаж с целью овладения самолетом. Беспримерным подвигом и личной храбростью бортмеханик Ромашкин не дал возможности врагу вести прицельный огонь по экипажу, первый бросился на вооруженного двумя пистолетами врага и своей жизнью спас жизнь всему экипажу и пассажирам.

Энергичными действиями остальных членов экипажа бандиты были разоружены, и нападение ликвидировано.

За мужество, отвагу и героизм, проявленные тов. Ромашкиным при исполнении служебных обязанностей, ходатайствую о присвоении бортмеханику старшему техник-лейтенанту гражданской авиации Ромашкину Тимофею Терентьевичу посмертно звания Героя Советского Союза».

Вскоре советские люди читали в газетах Указы Президиума Верховного Совета СССР. Бортмеханику Тимофею Терентьевичу Ромашкину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Командир корабля Иван Михайлович Гаранин, второй пилот Анатолий Александрович Калиничев и бортрадист Владимир Иванович Гладков были награждены орденами Красного Знамени.

Недолго длилась схватка в воздухе — на борту самолета Ли-2, пассажирского самолета с мирной эмблемой Аэрофлота на фюзеляже. Самые обычные гражданские авиаторы в минуту смертельной опасности не дрогнули перед врагом, не подняли руки вверх, не смирились перед «предрешенной» диверсантами участью. Совершенно безоружные, они противопоставили вооруженным бандитам свою преданность родной земле, любовь к советскому народу и ненависть к его врагам. И победили. Во имя этой победы Тимофей Ромашкин без колебаний принес на алтарь Отечества свою жизнь.

Памятник Т. Т. Ромашкину открывают (слева направо): В. Байдецкий, А. Назаров, А. Шевелев, И. Гаранин и В. Гладков.  Фото Б. МЕЩЕРЯКОВА
Памятник Т. Т. Ромашкину открывают (слева направо): В. Байдецкий, А. Назаров, А. Шевелев, И. Гаранин и В. Гладков. Фото Б. МЕЩЕРЯКОВА
Митинг на привокзальной площади Минского аэропорта, посвященный открытию памятника Т. Т. Ромашкину. Фото Б. МЕЩЕРЯКОВА
Митинг на привокзальной площади Минского аэропорта, посвященный открытию памятника Т. Т. Ромашкину. Фото Б. МЕЩЕРЯКОВА

СМОТРЯЩИЙ В НЕБО

Минск. Привокзальная площадь аэропорта. В голубизну небес устремилась серебристая стрела — частица славной эмблемы Аэрофлота. На черном, тщательно отполированном постаменте что ни день появляется букетик цветов. Нет, не умер для нас Тимофей Ромашкин. Подвиг героя — в славных традициях нашей гражданской авиации. А сам он пристально устремил взгляд в родное небо. Там, в голубой дали день и ночь стремят полет воздушные корабли Аэрофлота. И кажется, это на них смотрит Ромашкин, словно живой провожает он в дальние полеты стрелокрылые машины.

Герои не умирают. Они вечно живут в памяти народа, в делах тех, кто пришел им на смену.

Г. ГРИГОРЬЕВ, специальный корреспондент «Гражданской авиации»

Журнал «Гражданская авиация» №2, 1965 г.
Журнал «Гражданская авиация» №4, 1965 г.

​В тексте сохранены орфография и пунктуация того времени

Читайте также:

-4