Когда я учился на MBA в Бизнес-школе "Сколково", один из приглашенных спикеров посоветовал нам книгу "Пиши, сокращай" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Эта книга о том, как создавать сильный текст. Как писать в информационном стиле. Подходит всем, кто пишет по работе.
400 страниц приёмов и примеров. Я изучил книгу от корки до корки и выделил приёмы наиболее полезные для себя. Делюсь частью из них в этой статье.
1) Главное в сильном тексте - забота о читателе. Это справедливо для всего в жизни: для близкого, когда вы выбираете подарок; для вашего потребителя, когда вы создаете продукт. Забота важнее вежливости - нужно сделать жизнь своего адресата / клиента / друга проще и все объяснять.
2) Начинайте текст с определения пользы для читателя.
3) Текст должен быть простым, как в этой статье.
4) Нужно избавляться от стоп-слов: безусловно, на сегодняшний день, в современном мире, и вводных слов: допустим, однако, кстати.
5) Вместо оценочных суждений в тексте нужно указывать факты: вместо "Быстро загружается" - "Загружается за 0,1 секунды". Чтобы читатель поверил в оценку мы должны дать ему опору - факты, которые он самостоятельно сможет понять и оценить. Самые сильные убеждения - это те, к которым читатель приходит сам на основании фактов.
6) Писать "На мой взгляд ..." следует только в случае противопоставления своего мнения чужому.
7) Не употреблять "По правде", "Честно говоря вообще" - А раньше не честно было?
8) Во-первых, во-вторых пришли из устрой речи. В письменной речи словесную нумерацию повторять не нужно. Можно использовать маркированные списки, как в этой статье.
9) Вместо "Например" лучше ставить двоеточие.
10) Нельзя примерять на читателя гипотетические негативные ситуации: "Допустим вы дали взятку". Лучше Иван Иванович дал взятку.
11) Вообще не использовать скобки. Скобки показывают, что в них что-то не важное.
12) Рассказывайте истории - приводите примеры.
13) Избегайте штампов - всего, что знакомо и обыденно: всеми цветами радуги, гром средь ясна неба. Читатель любим новое, обыденность ему скучна.
15) Избегайте канцеляризм и формализм: "Было принято решение о приостановке работ по проекту" -> "Проект заморожен до августа".
Лучший текст - не тот, после которого читатель скажет, как красиво написано, а тот, после которого он сделал то, что вы хотели.
Рекомендую изучить книгу "Пиши, сокращай". Результат будет от одного прочтения 400 страниц текста в информационном стиле.
Подписывайтесь на канал и ставьте 👍, если хотите, чтобы я поделился всеми законспектированными приёмами.
Автор текста: Дмитрий Колесников, основатель сервиса "Бизан" - управленческий учёт и бизнес-аналитика по подписке.