Найти в Дзене
Олег Голубев

Ещё раз о том, что такое бессмертие как слово и как понятие.

Мы не можем однозначно сказать, является ли это слово простым вымыслом или нелепой выдумкой, удовлетворяющей чьи-либо здоровые потребности или сиюминутные прихоти. В то же время можно с уверенностью говорить о том, что слово это не является игрой больного воображения, но благоразумное видение, открытое прямым опытом постижения истины «я есть». В нём сосредоточена голубиная мудрость древних, — кто на собственном опыте познал бессмертие как высшее проявление бытия человека в состоянии чистого сознания блаженства. По-видимому, бессмертием называют такое состояние сознания, в котором не может быть смерти по определению, — состояние «без смерти». Однако, ни для кого не будет являться новостью тот факт, что сама смерть также естественна для жизни, как естественно для жизни само рождение. Просто невероятно, чтобы в жизни не было ни того, ни другого одновременно, — ведь на смерть обречено всё живое, что так или иначе рождается, появляясь на этом свете живьём. В таком случае, заблуждаются те, к
Будда и тысячеголовый Змей.
Будда и тысячеголовый Змей.

Мы не можем однозначно сказать, является ли это слово простым вымыслом или нелепой выдумкой, удовлетворяющей чьи-либо здоровые потребности или сиюминутные прихоти. В то же время можно с уверенностью говорить о том, что слово это не является игрой больного воображения, но благоразумное видение, открытое прямым опытом постижения истины «я есть». В нём сосредоточена голубиная мудрость древних, — кто на собственном опыте познал бессмертие как высшее проявление бытия человека в состоянии чистого сознания блаженства.

По-видимому, бессмертием называют такое состояние сознания, в котором не может быть смерти по определению, — состояние «без смерти». Однако, ни для кого не будет являться новостью тот факт, что сама смерть также естественна для жизни, как естественно для жизни само рождение. Просто невероятно, чтобы в жизни не было ни того, ни другого одновременно, — ведь на смерть обречено всё живое, что так или иначе рождается, появляясь на этом свете живьём. В таком случае, заблуждаются те, кто жизнь противопоставляет смерти как уходу на тот свет, хотя бы потому что первое не исключает второе. Но вот рождение и смерть исключают одно другое, потому как оба противоположны; они как точки входа и выхода в круговороте жизни, которые могут быть представлены в виде двух шагов. Один шаг начинают с правой ноги, другой — с левой: шагом с правой ноги входим по эту сторону жизни, шагом с левой ноги выходим по ту сторону жизни.

Поскольку жизнь и смерть неотделимы друг от друга будучи понятиями не противоположными, постольку состояние «без смерти» не является одним и тем же состоянием жизни будучи отдельным от неё и противопоставленным ей! Поскольку бессмертие противостоит жизни, и поэтому не есть эта самая жизнь, постольку оно — вне рождения и смерти. Согласно этому условию, новорождённому предстоит опять умереть, а умершему — снова родиться; и если нет причин для смерти, не будет их и для рождения.

Следовательно, бессмертием обладает лишь тот, кто никогда не рождается и никогда не умирает, кто раз и навсегда остановил круговорот рождения и смерти. Такие самоосуществлённые обретают бессмертие, получая освобождение, и больше не воплощаются. В противоположность им смертными являются лишь те, кто не утолил голода, не утолил жажду жизни и преисполненный всевозможных желаний вращает колесо рождения и смерти, — колесо самсары, продолжая череду бесконечных воплощений в различные формы жизни.

Именно эта правда жизни была скоро забыта, так что спустя две тысячи лет безусловная истина оказалась омрачённой суевериями. Мудрость целостной жизни накрыло волной ложных представлений и многочисленных верований. Когда та весть, в которой проповедовалось бессмертие, была потеряна из виду, понимание бессмертия стало смутным. Более того, само отношение к бессмертию утратило первоначально заложенный в него смысл и бессмертие было отвергнуто под давлением общественных безобразий. Возникла привлекательная, но поверхностная мысль, что в бессмертии не может быть иного более глубокого смысла, чем на то указывают «лужевые рещи» невеж. Поэтому, способность постижения бессмертия на личном опыте была потеряна, правильное восприятие слова забыто и правда жизни разрушена. Простую и вечную истину не только исказили до неузнаваемости, но и вывернули наизнанку. «Большой промежуток времени, — говорит Господь Кришна— вот причина такой утраты мудрости».

Если понравилось, то продолжение статьи здесь.