Интервью Генерального директора RUNITA в 2014 году в yasnoponyatno.com
Как Вы пришли в SEO? С чего все начиналось?
Интернет развивался, но он не был основным каналом продвижения – то было, в основном, наружка и печатные СМИ. Примерно через пару лет работы в маркетинге Интернет взорвал все СМИ. Было очевидно, что это именно тот канал, который вытеснит все остальные, а если не вытеснит, то, по крайней мере, будет одним из ключевых. Так, в общем-то, и произошло.
Сразу пришла мысль создать свое агентство или Вы сначала учились у кого-то?
Конечно же, агентство было создано не сразу, но я об этом мечтала, работала в разных компаниях, изучала бизнес и понимала, что хочу заниматься рекламой, но на тот момент не знала «как»? Мое агентство существует с 2008 года, а работаю я в маркетинге уже более 10 лет. Если говорить о том, как вообще возникло мое агентство, то это скорее стечение каких-то моих жизненных ситуаций и правильных людей рядом.
Каковы основные направления Вашей деятельности? Почему Вы выделяете именно SEO среди других видов рекламы?
Я не уделяю ключевое внимание SEO, я уделяю внимание комплексному подходу – это и контекстная реклама, и текстовые графические блоки (таргетированная реклама), и баннерная реклама. А SEO это такой тонкий инструмент, которому внимание нужно уделять, к сожалению или к счастью, больше, чем остальным. В этом интересно разбираться, так как он, строится на алгоритмах, на математических данных, а это моя специальность, я ведь математик по образованию.
В контекстной рекламе (Yandex Direct, Google Adwords) все понятно: ты построил рекламную кампанию, спрогнозировал ее правильно, а дальше анализируешь и корректируешь то, что получил. А в SEO – это постоянная работа. Клиентам мы предлагаем комплекс, потому что предлагать только SEO, который выстрелит через некоторое время, не всегда эффективно, особенно, для стартап-компаний.
Сколько нужно времени, чтобы проиндексировать сайт?
Все индивидуально. Чтобы сайт проиндексировался, нужно немного времени –оптимизировать внутренне, зарегистрировать в поисковых системах, в веб-мастере, и через несколько апдейтов он появляется в поиске. Но для того, чтобы он попадал по ключевым запросам и был видим другим пользователям, нужно время.
Даже сама работа по внутренней оптимизации, на которую мы делаем большие ставки, всегда в движении, и она занимает время сама по себе. Допустим, сделали сайт с нуля и отдали SEO-продвиженцам. И мы смотрим, насколько грамотно он запрограммирован, нет ли у него никаких барьеров к продвижению, можем ли мы его взять. Если понимаем, что программно нет никаких барьеров, что программист чисто написал код, что у сайта хороший движок, сайт хорошо индексируется, нет никаких дублей страниц, тематика позволяет молодому сайту через какое-то время выйти в топ, то мы беремся за продвижение. Подбираем список ключевых вопросов, выбираем посадочные страницы. Если мы выберем неправильные посадочные страницы, тогда пользователь просто уйдет, не найдя информации, которую он запросил у Яндекса или Google.
Есть тематики низко конкурентные, некоммерческие. По ним достаточно провести внутренние технические работы на сайте, грамотно оптимизировать его, и он потихонечку начинает расти и самостоятельно способен за несколько месяцев выйти в топ.
А есть тематики типа «двери» или «паркет, ламинат» – они высоко конкурентные, здесь рынок очень плотный. Постоянно возникают какие-то маленькие компании, сразу умирают и возникают новые.
В таком максимально конкурентном сегменте очень сложно работать – период продвижения дольше, стоимость выше. В этом случае эффективен комплекс: ты запускаешь контекстную рекламу, благодаря ей начинаешь окупать другие рекламные затраты, вкладываешься в SEO, подключаешь социальные сети (в этой части они работают). Если комплексно подходишь к вопросу, то эффект от рекламы возможен уже с первого месяца.
Сейчас многие говорят, что SEO умирает, что это неблагодарная работа. Можно долго работать над сайтом, а в ТОП его так и не вывести. У поисковиков есть правила, которые некоторые обходят, а некоторые им следуют. Как здесь быть?
У поисковиков есть алгоритмы, которые выглядят как определенные правила, формулы. Да, в этом алгоритме более 700 факторов, по которым происходит ранжирование. Было около 800, но так как Яндекс заявил, что ссылки в скором времени не будут учитываться, то их остается около 750.
Работа SEO-специалистов заключается в том, чтобы привести нужный ресурс к такому виду, чтобы он был понятен, чтобы он отвечал на запросы пользователя, чтобы это не был переспамленый ресурс с непонятными текстами. Такая работа приведет к нужному результату, если работать именно над улучшением пользовательских факторов, над улучшением самого ресурса. Но если просто покупать ссылки, как это делали очень многие, то, безусловно, их SEO загнется, потому что это неперспективно. Ни одна из поисковых систем не была «за», это всегда считалось неправильным методом продвижения.
Сейчас люди таких профессий, как, например, копирайтеры, сталкиваются с проблемой: писать текст для машин или писать для людей. Что делать?
Вообще, политика Яндекса – нашей ключевой поисковой системой в России, открыта. Они заявляют на всех конференциях, во всех СМИ о том, что создают умную
машину, поисковый алгоритм, который нацелен на поиск и релевантность ответа; то есть на то, чтобы пользователь получил правильный ответ, понятный.
Так вот, если подходить с этой точки зрения, то тексты, которые пишут копирайтеры и SEO-оптимизаторы должны решать одну и ту же задачу. Не совсем правильно говорить, что написанные тексты не прочитает поисковая машина – она прочитает их. Просто есть факторы, которые характеризуют текст на предмет «тошноты», плотности вхождения ключевых запросов. Tо, как пять лет назад писались тексты и то, как пишутся сейчас – две разные вещи. Раньше действительно мы «спамили» тексты – сейчас мы их пишем.
Яндекс заявляет о том, что он анализирует пользовательские факторы: как долго пользователь задерживается на странице, куда он еще перешел. Если текст будет непонятным, то читатель оттуда уйдет и результата не будет. Сейчас копирайтинг — это направление, больше адаптированное под пользователей, чем под машин. Безусловно, там должны быть ключевые запросы, но это проблема выбора посадочных страниц. Можно по десятку запросов вести пользователей на одну страницу, а можно под каждый запрос создавать отдельную страницу, оптимизировать ее. Текст будет понятен и в то же время оптимизирован. Это вопрос стратегии.
Какие механизмы Вы используете в работе?
Почему я верю в SEO? Я убеждена, что пока поисковые машины не являются рекламными площадками, пока они – поисковые системы, SEO живо, жило и будет жить. Это логично, ведь если есть какой-то метод ранжирования сайтов, то на него можно влиять. Если Яндекс превращается в рекламную площадку, на которой существует аукцион (никаким другим методом ты не можешь туда пасть), то это значит – аукцион, значит – рекламная площадка. Пока Яндекс – это поисковая машина, и Google – тоже, и все остальные, с которыми мы работаем.
Я повторюсь, слух пускают те, кто основную деятельность по SEO замещал только покупкой ссылок. Конечно, с отсутствием учета внешней ссылочной массы и отсутствием ее влияния на позиции по запросам SEO умрет с таким подходом. Но если заниматься SEO комплексно, как это делаем мы, то такое SEO только приносит пользу, и будет приносить её дальше.
Не все движки и системы управления SEO-адаптированы, SEO-направлены, далеко не во всех движках можно прописать, элементарно, тэги на нужных страницах. Наиболее известные коробочные решения (UMI, bitrix) следуют основным тенденциям, создают SEO-модули, которые позволяют без привлечения SEO-специалиста при минимальном навыке понимать, что и где нужно прописать.
На самом деле много движков, поддерживающих последние требования поисковых машин, их выбор – вопрос предпочтения. Но еще больше это вопрос грамотности программиста, потому что даже с хорошим движком программист может запороть сайт, неправильно запрограммировав его или плохо сверстав и добавив кучу каких-нибудь скриптов, которые увеличивают время отдачи страницы и, таким, образом, влияют отрицательно на работу сайта.
Что значит внешняя оптимизация сайта?
Помимо тегов, альтов, заголовков, разметки страниц, существует еще много факторов внутренней оптимизации. А под внешней оптимизацией подразумевается работа над наращиванием ссылочной массы, работа, которая направлена на увеличение цитируемости сайта.
Кто-то это делает естественным методом, то есть занимается PR-ом, ищет всякие площадки, где можно не просто платно разместить ссылку, а поместить релиз компании (не всегда это платно). Те же социальные сети – очень полезная тема. Когда компания создает страницы в социальных сетях, начинает их раскручивать, это приносит им пользу не только как дополнительный канал продаж, но и с точки зрения SEO: тоже дает трафик. Это дополнительные ссылки, дополнительный контент, который ссылается на сайт.
Безусловно, покупкой ссылок мы тоже не брезгуем, потому что как ни крути, купить ссылку на хорошем рейтинговом портале – всегда положительно, ничего плохого в этом нет. Главное, правильно выбирать ресурсы, а мы их выбираем правильно. Это тематические порталы, на которых можно найти место для размещения ссылки, они же дают и тематический трафик.
Мы практикуем работу с форумами, блогами. Это тоже интересно, и дает свой эффект. Допустим, на каком-нибудь форуме идет ветка обсуждения той или иной услуги. Например, «Паркет. Какой выбрать?». Ты вовремя вписываешься, рекомендуешь услуги. Это вообще отдельная тема. Надо хорошо владеть информацией, подготовить специалистов (это занимает время), но, возможно, это и приносит свои плоды. Мы стараемся работать так, чтобы ни в коем случае не омрачить компанию, не попытаться дискредитировать имя. Тут тонкая работа, но когда она дополнительно требуется для привлечения трафика, мы ее используем.
Размещение статей хорошо индексируется, и не всегда эти статьи должны быть с ссылкой или ключевым словом. Часто статья информационного портала остается в этом портале навсегда. Мы часто покупаем места для клиентов навсегда. Они индексируются и тем самым улучшают цитируемость сайта.
Работа с отзывами, SMM – это тоже отдельная тема. Я это направление только начинаю развивать и считаю, что этим должны заниматься профессионалы, и всему свое время.
Большой у Вас штат?
Нет, порядка 10 человек работает в компании. Это и контекстные специалисты, и SEO-специалисты, копирайтер, линкбилдер, технический специалист и менеджеры. Мы растем )
Кстати, помимо Яндекса, остается Google, и просто так ставить крест на линкбилдинге не очень правильно. Ссылочную массу хорошо воспринимает Google, если она грамотная и правильная. В некоторых направлениях деятельности Google занимает хорошие позиции по привлечению трафика. Чем больше Яндекс делает какие-то нововведения, которые не всегда понятны пользователям (допустим, по запросу выскакивают сайты других регионов и пользователям не всегда понятно, что происходит), тем больше это перенаправляет людей в другие поисковые системы.
Что для этого нужно делать? Есть какие-то кардинальные отличия Яндекса от Google?
Инструмент контекстной рекламы у Google – другой, там тоже аукционы, но настроек больше. Их, к сожалению, не все изучают, но мы со специалистами ходили на сертификацию первого и второго уровня в Google. И я могу сказать, что для себя открыла очень много нового и полезного. Этот инструмент, далеко не всеми изученный, позволяет гораздо больше, чем Яндекс Direct при работе с определенными бюджетами. Там не всегда аудитория дешевле, но очень часто.
Например, мы создали у стоматологов две рекламные компании – одну в Яндексе, другую в Google. Поставили разные телефоны, и у нас от Google было больше звонков, чем от Яндекса. Конверсия была выше, хотя кампании были одинаковые.
Я это к тому, что Google есть в России, и он приносит определенный трафик. В любом случае, SEO будет существовать для Google. Все поисковики работают в направлении персонализации результатов. Мы наблюдаем, что результаты запросов человека, который Часто интересует одной тематикой, будут отличаться от тех, что отображаются другому пользователю,, который не так часто нуждается в той или иной услуге. Яндекс стремится, чтобы поиск был персонализированным, а Google все-таки работает над релевантностью поиска, больше анализирует контент и дает более подробный ответ.
Чего ждать в этом году?
На основе новостей, я могу сказать, что все ждут событий от Яндекса, который постепенно вводит свой новый алгоритм. Прогнозы такие: рынок SEO всколыхнется (хотя он уже всколыхнулся). Очень много развелось на рынке специалистов-фрилансеров, которые демпингуют и предлагают топорный подход – покупки ссылок и все. Такие специалисты умрут. Яндекс на днях отключил влияние ссылочной массы по некоторым тематикам в Москве, так что алгоритм уже запускается.
Мне кажется, люди перейдут к комплексным предложениям (рекламные агентства). Клиенты захотят каких-то гарантий. Скорее всего, SEO перейдет к оплате за трафик. Многие к этому уже стремятся: когда результат гарантирует не SEO-специалист («вы будете стоять в топе по такому-то запросу»), а когда согласовывается большой список тематических запросов, правильно подобранных. И дается гарантия не за положение в топе, а за количество переходов. Это более понятная схема, как для заказчика, так и для агентств. SEO будет более клиентоориентировано.
Где Вы черпаете информацию?
Безусловно, это forum.searchengines.ru – он отражает самые основные тенденции. В книгах написаны основы, и они безусловно полезны. Официальные новостные ленты яндекса и гугла, конференции.
На своем опыте я могу сказать, что только метод проб и ошибок. Безусловно, без ошибок никак. Я удивлюсь, если ты найдешь такого SEO-специалиста, который прошел все с нуля, и не сделал ни одной ошибки. SEO – это такой инструмент, алгоритмы которого ежегодно меняются. Сравни SEO 7 лет назад, когда достаточно было прогнать сайт по каталогам в 1PS (система автоматической регистрации), и ты в топе, и сегодня. Книжка, которая была написана 2 года назад, сейчас имеет актуальность с точки зрения только основ.
Каждый ресурс индивидуален, очень важна история проекта. Если ты ошибешься в самом начале, это однозначно скажется на оптимизации в Яндексе сейчас. SEO — тонкий инструмент, и лучше его отдавать специалистам.