В ходе рассмотрения различных систем менеджмента, их внедрении и поддержании функционирования неизбежно постоянное обращение к стандартам.
Даже в том случае, если организация приняла решения внедрить ту или иную систему менеджмента, но не проходить сертификацию, сотрудникам, задействованным в работе следует использовать соответствующие стандарты и уверенно в них ориентироваться, так как они содержат руководящие требования, рекомендации, терминологию и другие необходимые в работе аспекты.
Итак, для лучшего понимания того, как пользоваться стандартами, рассмотрим, на примере самой распространённой и универсальной серии стандартов – ISO 9000.
- ISO 9000, в настоящее время действует версия ISO 9000:2015 "Quality management systems - Fundamentals and vocabulary" – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
Посредством данного стандарта вводится единая терминология для однозначного понимания других стандартов, также он необходим при подготовке документации по системе менеджмента. Сотрудники службы качества организации должны использовать приведённые термины именно в том понимании, что даёт стандарт. Неверное использование терминов не только ведёт к непониманию внутри организации, но и к неверному толкованию требований стандарта ISO 9001, что в последствии может привести к несоответствиям во время сертификационного аудита или аудита второй стороны.
2. ISO 9001, в настоящее время действует версия ISO 9001:2015 "Quality management systems — Requirements" – «Системы менеджмента качества. Требования».
Стандарт содержит непосредственно требования к системе менеджмента качества организации. Это основной документ, которым должна руководствоваться организация при построении и поддержании функционирования системы менеджмента качества организации.
3. ISO 9004, в настоящее время действует версия ISO 9004:2018 "Quality management. Quality of an organization. Guidance to achieve sustained success" – «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».
Стандарт предлагает инструмент для самооценки организации. Он содержит рекомендации для более глубокого понимания требований ISO 9001:2015 и совершенствования системы менеджмента качества организации. Не содержит обязательных требований!
4. ISO 19011, в настоящее время действует версия ISO 19011:2018 "Guidelines for auditing management systems" – «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
Стандарт предназначен для использования аудиторами как для проведения внутренних аудитов, так и для проведения аудитов второй стороны.
Несмотря на то, что среди перечисленных стандартов только один содержит обязательные к исполнению требования, для полного и всеобъемлющего понимания того, какой именно должна быть система менеджмента в организации и какие задачи она должна решать, а также правильной реализации требований руководящего стандарта, рекомендуется изучать все стандарты из серии, которые так или иначе относятся к деятельности в рамках создания и функционирования систем менеджмента.