Психологическая быль
...Мансаф лежал. Долго лежал и даже сам не помнил, сколько и почему. Если бы не дочка-врач, давно умер бы. Иногда Мансаф приходил в себя и пытался сказать дочери:
– Доченька, зря мучаешься, устал я, давай, благословим друг друга, и я уйду, я не хочу жить, – но губы застыли, словно парализованные, язык не подчинялся, беззубый рот перестал годиться для бесед. Дочери хорошо ухаживали за ним, хорошо кормили, еженедельно купали, содержали в чистоте.
Купали, да не в бане, а в корыте. Дочка-врач знала, что отцу баня противопоказана. Три дочери по субботам собирались дома все вместе, переносили отца в корыто с теплой водой и обмывали. Весело было им, как на общем субботнике. Вначале Мансаф стеснялся, как это - выкладывать все свое богатство перед своими ж дочерьми! Но смирился ветеран, разменявший девятый десяток лет.
Даа, ветеран. Тут вспомнил, что год у него юбилейный. Наверняка, придут поздравить, гостинцы принесут, еще одну медаль на грудь повесят. Интересно, кто жив в деревне из его сверстников? Мысленно пытался пройтись по улицам Акбая, перебирал их - нет, вроде, никого не осталось в живых, все померли.
С войны он вернулся с победой, в августе 1945 года. После ухоженных, богатых, хоть и разрушенных городов Германии от вида родной деревни, нищей и безобразной, волосы вставали дыбом.
Постепенно жизнь наладилась, конечно, теперь не хуже, чем в тогдашней Германии, дома под железными крышами, заборы чугунные да железные. Держи скотину столько, сколько хочешь, разводи лошадей... Но... стар стал.
На селе девчонок было много. Мужчин не хватало, вдовы и девушки сами приходили. Но Мансаф выбрал Фанию. Девушка в военные годы выучилась на курсах и лечила сельчан от трахомы. Мансафу она родила шестерых дочерей подряд. Но хотела родить сына.
– Хватит уж, мать, остановись, мои дочери лучше парней, – шутил Мансаф...
Фания сдала рано, вернее, ее довели.
Вспомнил сына Маргана. Эх, сын мой, сынок... То ли мы тебя слишком избаловали, то ли ты сам был непослушным.
В деревне пасли коров по очереди. Сестры в мужицких одеждах с раннего утра до позднего вечера бегали по лугу за стадом. Марган же спал дома. Марган отдыхал. Когда есть сестры, с какой стати он должен крутить коровам хвосты? У мальчика другое предназначение.
Сенокос. Шесть кос сверкает друг за другом на Караталском покосе. Марган носит сестрам воду. Ах, как тут весело! Столько ягод, вдоволь угостился - можно поспать. А как хорошо в тенечке пить чай с сестрами.
Сестры любили Маргана. Вот так он и рос. Мама – фельдшер, папа – бригадир, завфермой, учетчик. У уважаемых родителей и дети в почете. Учился Марган средне, поведением родителей краснеть не заставлял. Мансаф с Фанией радовались - пусть выучится, может, поступит в институт, может, в техникум... Нет, не поступил. Забрали в армию. Армия, конечно, не ласковые объятия сестер. Узнал там, почем фунт лиху, осунулся. Вернулся с большой обидой на родителей. А на что обиделся-то? За то, что не устроили его в институт.
Отдали его в подготовительное отделение, благо, вернувшимся из армии предоставляли льготу. Сколько денег ушло, сколько долгов набрали из-за него! Вот тогда надо было дать ему в руки лопату да вилы, но отправили учиться. Видишь ли, родители выучились, сестры выучились, а он чем хуже.
Внешностью мальчик был больше похож на отца - ростом высок, богатырского телосложения, с черными кучерявыми волосами. С сыном в институт отправился сам. Когда шли по коридору, все девочки оборачивались.
Кое-как устроил Мансаф сыночка на учёбу. Но там же сделал открытие: этот малый не одолеет учёбу. Привыкший жить под заботой сестёр и матери помрёт здесь с голоду. Что же делать? Есть только один выход - женить! Срочно женить!
Маргана не пришлось особо уговаривать, в армии соскучился по девушкам. Одна из сестёр Маргана в то время училась в мединституте. Семейный совет поручил решить это дело ей. Она зачастила в институт, где учился Марган, познакомилась и подружилась с девушками, нашлась и подходящая девушка, влюблённая в братика. Правда, старше на три года. Ну и что, любовь и общее ложе всех сровняет...
Мансаф прослезился. Зачем, ну зачем сын произнёс эти слова?
Не пожалел, не постеснялся. Как же язык повернулся? Всё ещё стоит звон в ушах от этих слов: “Если не разведёшься с матерью, не вернусь, отец”... Почему?..
Продолжение есть: Часть 2