Без права на ошибку. СССР, 1975. Режиссер Александр Файнциммер. Сценарист Владимир Кузнецов. Актеры: Олег Жаков, Николай Мерзликин, Лев Прыгунов, Владимир Дружников, Виктор Маркин, Светлана Старикова, Виктор Перевалов и др. 30,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Из двух десятков фильмов режиссера Александра Файнциммера (1905-1982) в первую тысячу самых популярных кинолент СССР вошли десять, среди которых и детектив «Без права на ошибку» (1975).
Кинокритик Николай Савицкий писал об этой картине так: «Режиссура фильма, драматургические возможности роли и выдающееся актерское дарование Олега Жакова — это счастливое сочетание разрушает традиционную детективную схему. Именно судья оказывается главным действующим лицом картины «Без права на ошибку». Это благодаря ему, его личным усилиям и честности, его уважению к закону и высокому сознанию своего гражданского долга суд в конце концов выносит справедливый приговор» (Савицкий, 1975). Савицкий Н. «Без права на ошибку» // Спутник кинозрителя. 1975. № 10.
Сегодня этот фильм Александра Файнциммера не частный гость телепоказов, но многие зрители его все еще помнят (далее приводятся цитаты зрительских откликов, опубликованных на портале кинотеатр.ру):
«Детектив в форме социальной драмы, довольно актуальный и, конечно, просто злободневный для нынешнего времени, просто плодящего молодежь, свободную от таких химер, как мораль, нравственность, совесть... Как всегда - прекрасная игра советских актеров, начиная с Прыгунова» (Пианоманрус).
«Страшный фильм. Ощущение полной безнаказанности. Этих мерзавцев все боятся, и им все позволено. Ну, отсидят они 2-3 года. Выйдут еще более жестокими. Порадовал, как всегда, Жаков» (Элла).
«Сценаристу, режиссёру и актёрам удалось воспроизвести настоящих подонков. Причём для этого даже не понадобилось, как это любят сегодняшние киношники, чтобы с экрана звучал мат и изображались натуралистичные подробности, к которым теперь в таком жанре приучен современный обыватель. Страшно, впрочем, и другое: по сравнению с нынешними подонками Селецкий и компания - жалкие первоклашки» (Слава).
«Лев Прыгунов создал блестящий образ, можно сказать, вытянувший весь фильм. Селецкий - олицетворение ницшеанства, это готовый нацист. По некоторым "недоговорённостям" видно, что он принадлежит к иной социальной страте, нежели трое молодых жлобов, сколоченные им в эмбрион бригады» (Станислав).
Итак, это были мнения кинокритика и кинозрителей.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020