Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки
Творчество профессиональных композиторов тесно связано с народной музыкой. Народное творчество подсказывает композиторам мелодии, сюжеты и образы. Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты: со временем рожки, свирели, гусли, бубны превратились в гобои, флейты, арфы.
Еще в XIX веке в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Русские композиторы – Глинка, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский - Корсаков, Чайковский и многие другие изучали и обрабатывали мелодии народных песен – сочиняли к мелодии инструментальное сопровождение.
Немало записей и обработок русских песен сделал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал целый сборник «Сто русских народных песен» для голоса и фортепиано. В произведениях композитора можно найти не только примеры цитирования – то есть точного воспроизведения народной музыки, но и мелодии, созданные в народном складе. Например, Песни Леля из оперы «Снегурочка» трудно отличить от настоящих народных мелодий, потому что Римский–Корсаков использовал здесь прием стилизации.
Опера «Садко» написана на сюжет русской былины о новгородском купце и гусляре Садко. Римский-Корсаков использовал в опере подлинные былинные напевы. Хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимирович». Но композитор, хоть и сохранил здесь народные слова, несколько изменил характер мелодии. Неторопливая в оригинале былины, в опере эта музыка стала хоровой молодецкой песней, энергичной и раздольной.
Былины вместе с историческими песнями пронесли через века историю русского народа. В исторических песнях рассказывается о реальных событиях: о монголо-татарском иге, о народных восстаниях, о русских героях. В оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Римский-Корсаков включил историческую песню «Про татарский полон». Здесь эта песня звучит без слов в симфонической сцене, которая называется «Сеча при Керженце».
Замечательному русскому композитору Анатолию Лядову принадлежит более двухсот обработок народных песен. Его сюита «Восемь русских народных песен для оркестра» - одно из лучших произведений композитора. Лядов использует песни разных жанров и располагает их по контрасту. Например «Шуточная» - «Я с комариком плясала», звучит легко, весело. Звуки скрипок подражают назойливому жужжанию комара. Мелодия песни звучит у флейты.
Совсем иной характер носит «Колыбельная». Она звучит нежно и напевно, напоминая голос матери, убаюкивающей ребенка. Пьеса исполняется только струнными инструментами.
Заключает сюиту пьеса «Хороводная». Ни одно народное гулянье не обходилось без хороводов. Их водили русские девушки в красивых длинных сарафанах, а голову они украшали венками из полевых цветов.
С большой теплотой к русской песне относился П.И. Чайковский. Он написал для фортепиано «50 русских народных песен», собранных в сборник. Нередко Чайковский использовал народные мелодии в своих симфонических и камерных произведениях. Например, финальная часть его Четвертой симфонии написана на тему русской народной песни «Во поле береза стояла».
Однажды Чайковский услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня». Это выразительная и красивая мелодия так понравилась композитору, что он включил ее в свой Первый струнный квартет. Песня «Сидел Ваня» стала основной темой второй части квартета. Широкий распев мелодии, идущей от самого сердца, напоминает образы русской природы, так любимой Чайковским.
Однако Чайковский хорошо знал не только русские народные песни. Ему очень нравились мелодии украинских песен, именно поэтому в последней части своего знаменитого Первого фортепианного концерта композитор использовал старинную украинскую песню «Выйди, выйди, Иванку». В этой песен постоянно повторяется одна музыкальная фраза. В оригинале – это лирическая песня, но в концерте она звучит совсем иначе – живо, задорно и шутливо.
Русские песни – сокровища русской народной культуры. Можно сказать, что вся профессиональная русская музыка проникнута интонациями, взятыми из народной музыки. Именно эти интонации подчеркивают отличие одной национальной культуры от другой.
Русские песни – сокровища русской народной культуры. К народной музыке композиторы обращались, используя разные способы: обработку, цитирование, стилизацию. Именно поэтому можно сказать, что вся профессиональная русская музыка проникнута интонациями, взятыми из народной музыки. Эти интонации подчеркивают отличие одной национальной культуры от другой.