На фоне экономического кризиса, вызванного пандемией и падением рубля, аналитики в сфере недвижимости заговорили о рецессии. Мы решили разобраться, что это такое, как долго будет продолжаться и на что повлияет в итоге.
Рецессия – это спад или замедление роста. На рынке недвижимости это заметно, когда количество сделок уменьшается, а цены падают.
Если говорить о рынке «вторичной» недвижимости, то количество сделок сейчас действительно стремится к нулю, что не вызывает удивления – просмотры квартир в условиях самоизоляции стали невозможными, да и интерес россиян к дорогостоящим покупкам на фоне кризисной турбулентности снизился. Компания «Инком-недвижимость» сообщила, например, о снижении спроса на «вторичку» в Москве на 25-30%.
При этом цены на «вторичное» жилье в разных городах сначала вели себя неоднозначно. По данным аналитического центра «ЦИАН», в марте в ряде регионов цены выросли - в коридоре от 0,7 до 2,5%. Самый ощутимый рост зафиксирован в Нижнем Новгороде. В остальных регионах цены незначительно, но начали ползти вниз.
Апрель по оценкам того же «ЦИАН» принес снижение цен на вторичном рынке жилья по всей стране – в среднем на 3%. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – на 1,5%.
Также снижаются цены и на арендные метры. Из-за падения доходов многие арендаторы не могут снимать жилье, как раньше: некоторые объединяются, чтобы снимать одну квартиру на несколько человек, хотя до кризиса могли себе позволить аренду отдельного жилья. Часто собственники помещений предлагают скидки до 50% или предлагают оплачивать только коммунальные услуги.
Точного прогноза относительно длительности процесса у специалистов нет. Вероятно, прогноз появится позже, когда будет пройден пик эпидемии, будут сняты меры самоизоляции, а россияне выйдут на работу. Пока же считается, что цены могут снизиться существенно – разные специалисты называют цифры от 10 до 20%. Период коррекции цен может занять больше года.
Влияние на снижение спроса и стоимости «вторичного» жилья окажет и введенная льготная ипотечная программа под 6,5%, рассчитанная только на покупку квартир в новостройках. Конкурентное преимущество новостроек – проводить показы-презентации, а также заключать сделки застройщики и риелторы могут полностью в режиме on-line. Работу со «вторичкой» в таком формате представить трудно.