Я знаю, что об этом много пишут: нужно хорошо выглядеть, быть уверенными в себе, говорить внятно, смотреть в глаза, а не в пол и т.п. Но вот ещё в копилку несколько трюков, которые могут помочь выглядеть на собеседовании хорошо.
Мне и самому приходилось применять подобное, а как бывший специалист по подбору – могу сказать, что это определённо работает.
1. Благодарить за неуместный вопрос
Задача хорошего подборщика – задавать небанальные вопросы, которые могут подсветить то, что скрывает кандидат. Например, истинные причины увольнения или насколько кандидат планирует задержаться на работе, не собирается ли он в декрет и т.п.. И эти вопросы очень часто задаются, что называется «в лоб».
В таких случаях лучше выслушать вопрос и как бы отойти назад. Например фразами: большое спасибо за вопрос, или спасибо, что спросили (меня все об этом спрашивают). Или просто – очень интересный вопрос. Это создаст иллюзию, что вы не уходите от ответа, а во-вторых, вы сможете взять диалог в свои руки. Поскольку данные фразы не дают брать над собой вверх.
Если отвечать не хочется, то можно, например, сказать: большое спасибо за вопрос, мне нужно подумать, не готов сходу ответить (и съехать с темы). Или – спасибо, но это личная информация, я пока не готов этим делиться, но беспокоиться вам об этом не нужно. То есть вы уже точно не наивный, а человек со своими границами. Это нельзя не уважать.
2. Спрашивать: а что вы имеете ввиду?
Особенно, если есть непонятные слова. В том числе коммуникабельность – тоже может быть непонятным словом. И многие под этим понятием понимают разное. Например, рекрутер спрашивает: а как у вас с этой коммуникабельностью? И вместо ответа, что у вас огромный опыт с людьми, да и вообще вы быстро находите общий язык – уместней будет уточнять: а что вы имеете ввиду под коммуникабельностью? И только исходя из ответа – отвечать.
А если вас спросят: а что вы сами понимаете под этим понятием? («еврейский» манёвр). То лучше ответить с вариантами. Например, умение вступать в диалог и находить общий язык. И коротко сказать, что у вас с этим всё хорошо, но ситуации бывают разные. Или просто, что у вас всё хорошо.
Таким образом не придётся изначально распинаться и рассказывать всё о себе, а во-вторых, умение уточнять – уже показывает то, что вы толковый кандидат. Который осторожно подходит к ответам, а не старается только выдать социально желательный образ.
3. Готовность
Многие студенты жалуются, что не берут на работу, так как нет опыта. А опыта нет, так как без опыта не берут. Я тоже был студентом и работал практически во всех сферах бизнеса, кроме автомобилей. Демонстрация своей готовности – лучшее решение. Это может выглядеть, как банальное «я готов учиться» или «мне очень интересна эта сфера». Или я понимаю, что пока мало понимаю. Но нужно создать впечатление, что вы определились в жизни, чем хотите заниматься. А заниматься на данный момент хотите – конкретно этой работой, ведь следующий шаг будет таким-то (следующий шаг, это про то, что у вас есть амбиции).
Помните, что у бизнеса есть правило: проще научить, чем переучить. Оно всегда рабочее. Поэтому лучше взять живого человека, который демонстрирует свою готовность к обучению, чем того, кто обо всём переживает. Отказаться вы всегда успеете. Важно – чтобы вначале взяли.
4. Вы тоже можете отказать
Собеседование, это либо неформальная беседа, либо игра – в кто достойнее: Вы; либо рекрутер. Если вы понимаете, что действительно сдаёте в позициях на требуемую должность, то переходите к пункту с 1-3. Если всё же у вас сформировалась цена на рынке – то лучше говорить, что вы никуда не спешите. А выбираете. Даже, если вы очень спешите. Это нужно для того, чтобы создать впечатление уверенного человека. А ещё – чтобы не выбрать «шарашкину контору».
Помните, что вы можете отказать. Но никогда не отказывайте на собеседовании. Говорите: мне нужно поразмышлять над этим предложением и спрашивайте пару уточняющих вопросов по поводу условий труда.
5. Телефон
Когда собеседование закончилось, лучше взять номер телефона, на который можно перезвонить, чтобы уточнить решение. Или чтобы сообщить о своём решении. Телефон рекрутера или отдела по персоналу.
Если вам его не дали (а дали какой-нибудь общий) – то вероятней, вы уже не прошли. Другими словами, спрашивать телефон – это уже инструмент узнавания решения. Не нужно спрашивать в конце – понравились ли вы или нет, если ли у вас шансы или нет – возьмите номер телефона. Это многое, что может подсветить.
Когда я работал специалистом по подбору, то перезванивал только тем, кого был готов пригласить еще раз. Другим, к сожалению, очень редко. И я знаю, что так делает большинство рекрутеров. Они чаще – не перезванивают, если ответ отрицательный. Никому не хочется сообщать плохие новости.
Но я всегда отмечал, если перезванивают мне. И манёвр, чтобы вам ответили, или сами перезвонили, или чтобы рекрутер поторопил с вашей кандидатурой, может быть следующий.
Вы перезваниваете, чтобы узнать о решении. Если просят подождать, то говорите, что конечно же подождёте. И сообщаете, что данная компания у вас в приоритете, но вас так же ждёт и другая компания. И вы попросили её подождать, потому что решение пока не приняли. Таким образом рекрутер ставится в неудобное положение. Ведь он может испортить жизнь человеку и ему нужно либо обозначить конкретные сроки, либо поторопить с рассмотрением вашей кандидатуры.
Конечно, не все специалисты по подбору – совестливые. Но лучше что-то сделать, чем не сделать ничего.
Есть ещё рекомендация - лучше быть самим собой.
Но как экзистенциальный психолог - я знаю, что нужно пройти как минимум год терапии, чтобы понять, кто я, и только после - учиться быть самим собой.
Продолжайте идти
Спасибо что дочитали до конца. Если вам понравилось, вы знаете, что делать.