Для 1934 года характеристики, заложенные в проект этого легкого бомбардировщика и родственные проекты тяжелых истребителей - были весьма неплохими. Скорость до 450 км в час, время полета - 4 часа, две пушки 20-мм в варианте истребителя и еще маневренность, которая должна была быть не хуже, чем у одномоторных собратьев.
Самолет пошел в серию, правда сразу были видны метания у заказчика - второй экземпляр переделали в штурмовик, потом приняли решение выпустить больше истребителей.. Также приняли решение, что легкий бомбардировщик должен быть трехместным... Производство в конце концов свернули,выпустив 71 машину в варианте легкого бомбардировщика...
Видимо,идей, куда бы пристроить эти "промежуточные" (бомбовая нагрузка 400 кг) бомбардировщики, не было... Помог экспорт - 20 штук приобрела Румыния (хотели потом еще 20 - но помешала война - да и эти страны оказались по разные стороны фронта)...
22 июня 1941 года сразу же Потэ были направлены на бомбежку "мирно спящих" советских аэродромов в районе Молдавии. Вылет был не совсем удачным - так как решили отправить 7 самолетов без истребительного прикрытия. В результате 2 сбили, 2 совершили вынужденную посадку... В дальнейшем румыны стали осмотрительнее. Самолеты применялись под Одессой, при наступлении на Кавказ, при отступлении с Кавказа, в Крыму - как транспортные для снабжения отрезанных румынских войск. В общем, провоевали почти до 1944-го...
Также самолет поставлялся в Грецию(13 машин) - где вполне успешно применялся во время войны с Италией наряду с британским бомбардировщиками... В самой Франции использовался не очень активно,в основном как учебная машина, что помогла для переучивания пилотов на новые штурмовики.
Была попытка доставить самолеты в Финляндию (12 штук) в качестве помощи в Зимней войне - но не удалась - самолеты поступили в транзитный пункт (Англию) 11 марта 1940-го - за день до наступления мира...
Оставшиеся после войны с Германией "французские" Потэ были поделены меду правительством Виши и немецкими войсками. Но, похоже,их уже в строю к 1941 году не осталось - ни у оккупантов, ни у вишистов..
Технические характеристики:
Модификация Potez 633
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 11.07
Высота, м 3.61
Площадь крыла, м2 32.70
Масса, кг пустого самолета 2900
нормальная взлетная 4260
Тип двигателя - два Gnome-Rhone 14M-6
Мощность, л.с. 2 х 670
Максимальная скорость , км/ч 450
Крейсерская скорость , км/ч 244
Практическая дальность, км 1300
Максимальная скороподъемность, м/мин 570
Практический потолок, м 8000
Экипаж 2
Вооружение: один неподвижный передний (300 патронов) и один неподвижный подфюзеляжный 7,5-мм пулемет заднего обстрела МАС 1934 (300 патронов) , и один 7,5-мм пулемет на управляемом креплении в задней кабине (500 патронов);
Максимально - до 400 кг бомб (8 х 50-кг)
О спутниковой связи, современной и мобильной - читайте тут.
Всем успехов и мирного неба!