Найти тему
Записки археолога

Амазонки Приазовья: откуда пошла легенда

Оглавление

Скифы называли этих женщин мужеубийцами и не желали с ними сражаться. Про них рассказывали легенды и их боялись. Но были ли амазонки в наших степях, и что по этому поводу говорит археология?

Откуда амазонки взялись Приазовье?

Геродот сообщает о сражении греков с амазонками, которое произошло в Малой Азии, у реки Фермодонт. Эллины одолели воительниц, пленили их и отправились домой на кораблях.

Сражение греков с амазонками. Изображение на краснофигурной вазе.
Сражение греков с амазонками. Изображение на краснофигурной вазе.

Отплыв от берега греки начали отмечать победу, напились вина и потеряли бдительность. Амазонки подняли бунт и перебили всех мужчин, не подумав о том, кто будет управлять кораблем.

Судно долго носило по морю, пока его не выбросило на берег Азовского моря, у местности, которую Геродот называет Кремны. Эти земли принадлежали скифам и амазонки восприняли их враждебно.

Далее отец истории описывает историю союза скифских юнош с воительницами и происхождения от них племен савроматов. Но нас интересует другое - были ли вообще амазонки и как их феномен объясняет археология.

Что говорит археология

В древности когда человек умирал, ему в погребение клали все то, чем он пользовался при жизни. Воину - оружие, женщине - украшения, зеркала, веретена. Посуда, ножи и гребни встречаются как в мужских, так и в женских захоронениях.

Если бы амазонки действительно жили в Приазовье, они оставили бы после себя памятники археологии, главным образом курганы или грунтовые могильники.
Амазонка со стрелой и луком. Изображение на  аттическом алабастре. Одесский археологический музей.
Амазонка со стрелой и луком. Изображение на аттическом алабастре. Одесский археологический музей.

Находки воительниц

В наших степях известно более полутора сотни погребений женщин с оружием, и большинство из них зафиксировано в Приазовье - местности, где по словам Геродота и жили амазонки.

Киевская исследовательница Е. Е. Фиалко подсчитала, что каждое четвертое скифское захоронение воина в северо-западном Приазовье принадлежит женщине. Ни в одном другом регионе Скифии нет такой концентрации погребальных памятников вооруженных женщин.

Геродот не соврал?

Дело вот в чем. Скифы - племена, которые ведут кочевой образ жизни. Примерно 20% скифского населения - профессиональные воины. Это мужчины, которые большую часть свой жизни находятся в военных походах.

Пока их нет на месте, женщины остаются одни. И что им делать, если на них нападут? Конечно защищаться.

Вероятно, в скифском обществе была прослойка женщин, которых обучали азам военного дела, прежде всего стрельбе из лука. Эти женщины были способны защитить себя и род.

Большую часть времени они занимались хозяйственными делами, а в случае опасности брали в руки оружие.

Как тогда объяснить находки археологов?

Очень просто. Женские погребения с оружием зачастую очень бедные и несравнимы с захоронениями скифских воинов. Самые яркие из них содержат такой инвентарь:

Материалы женских погребений могильника Мамай-Гора (по Андрух, Тощев)
Материалы женских погребений могильника Мамай-Гора (по Андрух, Тощев)

Преобладают женские вещи - зеркала, предметы туалета, украшения, пряслица, веретена.

Кроме того, неизвестно ни одного женского захоронения в доспехах. Возможно, защитный костюм и был, но сделан из кожи, без нашивки на него металлических пластин. А такие вещи в наших грунтах не сохраняются.

И наконец, захоронения женщин с оружием известны и в других культурах - например, у савроматов, живших по соседству.

Феномен амазонок в Приазовье объясняется тем, что грекам было непривычно видеть женщин с оружием. Посетив наши края и узнав про скифских женщин, Геродот вспомнил миф про амазонок, добавил в него своих красок и пересказал в своей четвертой книге.