12 апреля вышел указ Президента РФ, который разрешает продавать лекарства дистанционно. Пандемия подтолкнула к принятию закона, который очень долго откладывался. Сейчас на фармацевтическом рынке развернется новое сражение – захват сфер влияния в онлайне.
Нормативный документ: Федеральный закон от 03.04.2020 № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
Дистанционно можно продавать безрецептурные лекарства, в некоторых случаях – рецептурные лекарства в связи с режимом изоляции. По-прежнему будет запрещена онлайн-продажа наркотических и психотропных лекарственных препаратов, спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта выше 25%.
Вы к такому готовы? У нас есть несколько советов.
Шаг 1. Запускайте интернет-аптеку максимально быстро
Интернет-площадка для аптеки может быть разработана в очень короткие сроки на шаблоне обычного интернет-магазина. Подойдут готовые решения «Битрикс24» или других конструкторов. Затягивать нельзя – после принятия закона сайты аптек для онлайн-торговли в интернете начнут появляться очень быстро, а крупные интеграторы постараются первыми занять эту нишу.
Что учесть:
- Максимально отражать ассортимент в интернет-аптеке. Покупатель захочет купить все нужные лекарства в одном месте. Если чего-то не будет – он просто уйдет на другой сайт.
- Добавить онлайн-чат с фармацевтом. Это фишка, за которой на ваш сайт придут даже те, кто будет знать, что у конкурента дешевле.
- Блоки с аналогами товаров, возможность их сравнивать на странице.
- Наличие инструкций по применению для лекарств. Краткая инструкция может содержаться в описании товара, полную можно давать для скачивания в виде PDF-файла.
- Подключенная CRM-система с возможностью создать личный кабинет для каждого пользователя. Это позволит не только отслеживать спрос и регулировать в связи с этим рекламу и закупки, но и выдвигать клиенту своевременные индивидуальные предложения: например, напоминать о заканчивающихся лекарственных средствах, которые надо принимать регулярно.
- Уведомления для клиента о покупке несовместимых лекарственных средств и другие фишки, которые помогут посетителю сайтов почувствовать заботу о нем.
Шаг 2. Оповестите покупателей о возможности покупать лекарства онлайн
Когда сайт готов, его надо продвигать. При создании сайта учитывайте нюансы продвижения аптеки в интернете:
- Те сайты онлайн-аптек, которые уже существуют, чаще открывают с мобильных устройств, чем со стационарных компьютеров. Учитывайте это при разработке сайтов.
- Основная доля посетителей на таких сайтах – органический трафик. Это значит, надо позаботиться об оптимизации сайта так, чтобы его любили поисковые системы. С другой стороны, это связано с рекламными ограничениями по кампаниям для продвижения аптек и торговли лекарствами в интернете. С вступлением Закона в силу ситуация начнет кардинально меняться, и доля рекламы в контексте и таргетинга резко возрастет.
- Не теряйте уже сформировавшуюся аудиторию: если у вас есть база email-ов покупателей или их мобильные номера, оповестите их о том, что лекарства можно заказывать на дом.
При настройке аудитории грамотно отбирайте целевую аудиторию. Молодые девушки не должны натыкаться на вашу рекламу средств для повышения потенции, а мужчины – видеть, например, лекарства для кормящих матерей.
Шаг 3. Позаботьтесь о сервисе
Убедитесь, что у вас удобный сайт, где легко заказать доставку или самовывоз лекарств. Заключите договор с проверенной курьерской службой.
Сформируйте предложение по быстрой доставке лекарств, которые клиенты хотят получить максимально быстро:
- Болеутоляющие
- Жаропонижающие
- Лекарства для лечения симптомов ОРВИ
- Средства для снятия острых симптомов других заболеваний
Чем быстрее такие лекарства сможет получить клиент, тем меньше его будет волновать цена за такие лекарства.
Препараты, которые покупаются планово, наоборот должны быть конкурентными по цене. Клиент должен понимать, что он получает помимо лекарства: дайте ему удобный сервис. Дарите подарки за регулярные покупки, сделайте систему напоминаний о том, что пора приобретать лекарства, предложите бесплатные консультации врача или фармацевта постоянным клиентам.