Найти тему

Об американском детском фильме «Сокровище нации» (National Treasure)

Постер фильма "National Treasure". Изображение из открытых источников.
Постер фильма "National Treasure". Изображение из открытых источников.

Вот посмотрел вчера этот фильм. Фильм далеко не первой свежести, но обычно я не успеваю смотреть фильмы, когда они еще идут в кинотеатрах.
Этот фильм меня заинтересовал тем, что я не встречал на него еще ни одной положительной рецензии, но смотрел я его по причине наличия принесенного мне DVD-диска.

Я не мастер оценивать фильмы с позиций «режиссуры», «операторской работы» и «уровня игры актеров», это к профессиональным кинокритикам.
Скажу только, что ни один рецензент не понял главную идею фильма. Все они, как один, отмечают
«идиотичность сценария», «плохую игру актеров» (ну да, в главной роли все же Николас Кейдж, разве этот тип с вечно плаксивым выражением лица может сыграть хоть что-то убедительно и хорошо?). Все пишут «не получилось нового „Индианы Джонса“». Как будто снимали продолжение славной трилогии, а не фильм для американских школьников. Я не хочу сказать, что «Индиана Джонс» — это для взрослых, я акцентирую внимание на том, что «Сокровище нации» фильм именно для школьников, и именно для американских. Стало быть, он не должен нравиться неамериканским взрослым дядькам.

Бытует расхожее мнение, что американское среднее образование — не самого лучшего качества. Это, конечно, далеко не так. Для аргументации обычно используются шутки про географические «знания» среднего американца. Не знаю, правда, зачем американцу нужно знать название столицы какого-нибудь государства из жопы мира, ну да ладно.

Как у них с историей родной страны, кто его знает. Наверное, лучше, чем с географией. Во всяком случае, шуток на эту тему я не встречал. Но похоже, иногда, приходится таки снимать художественные фильмы на исторические темы в целях просвещения народных масс.

"Сокровище нации", я думаю, именно для этого и снят, чтобы в «легкой игровой форме» познакомить американского школьника с историей своей страны. Понятно, что школьника 4—5 классов (или когда они там проходят тему «Незалежность США») не заманишь на научный исторический фильм никакими коврижками. Костюмный исторический фильм про принятие независимости тоже не выход — нудновато и никакой интриги. Остается снять только псевдоисторический детектив либо приключенческий фильм — жанры более смотрибельные и увлекательные. Причем никакого, упаси боже, секса и брутального насилия, никаких голых теток! Все-таки детское кино снимается…

В процессе просмотра фильма школьник должен узнать все значимые вехи принятия Декларации. Именно поэтому сценаристу пришлось лепить шифр на Декларацию, несколько раз напоминать, какого числа, какого года подписывали сей документ, кто этим занимался, загонять героев в зал, где она подписывалась, где хранилась, и вообще гонять по всем «ленинским местам». В общем, сценарист свою задачу выполнил. Остальной так называемый «сюжет», который упрекают в дебилизме, не имеет никакого значения для смысла этого кино. Так, завлекаловка, красивая обертка со спецэффектами.

У школьников фильм пользовался спросом — 300 миллионов кассовых сборов тому свидетельство.

Вердикт

Околоисторический фильм для американских школьников. Можно разок посмотреть, если больше смотреть нечего. Серьезно это воспринимать невозможно.

P.S. Статья написана 22 апреля 2007 года.