Найти в Дзене
Brad Pitt

Пугающе дальновидное видение Blade Runner о будущем

Оглавление

Могут ли корпорации стать настолько могущественными, чтобы диктовать нам свои чувства? Могут ли машины злиться – по-настоящему злиться – на своих создателей? Могут ли люди научиться любить машины?

Таковы некоторые из вопросов, поднятых влиятельным научно-фантастическим фильмом Ридли Скотта " Бегущий по лезвию бритвы” (1982), который представляет собой корпорацию, продукт которой тестирует пределы разделения машины и человека.

Оглядываясь назад на оригинальный театральный релиз “Бегущего по лезвию “ – поражаешься амбивалентности в отношении технологий и его пугающе прозорливому видению корпоративных попыток контролировать человеческие чувства.

От убийцы машин до любителя машин

Несмотря на то, что фильм был тепло принят во время его выхода, его недоброжелатели согласились, что его представление о Лос-Анджелесе в 2019 году было удивительно атмосферным и искусно сбивающим с толку. Над грязным, пропитанным дождем Городом Ангелов нависает корпорация "Тирелл", чей тезка, доктор Тирелл (Джо Туркел), объявляет: “коммерция-наша цель здесь, в Тирелле. Наш девиз-больше людей, чем людей.”

Тирелл создает роботов, называемых репликантами, которых трудно отличить от людей. Они предназначены для того, чтобы быть рабочими-рабами – с обозначениями типа “боевая модель” или “модель удовольствия” – и выходить из срока службы через четыре года.

Батти (Рутгер Хауэр) и Прис (Дэррил Ханна) - это два члена небольшой когорты восставших репликантов, которые спасаются от своего порабощения и надеются продлить свою жизнь сверх четырех лет, отведенных им создателями. Эти модели репликантов даже обладают поддельными воспоминаниями, которые Тирелл имплантировал в качестве буфера чувств машины. Вместо этого воспоминания порождают тоску по недостижимому будущему. Машины тоже хотят, чтобы с ними обращались как с людьми.

-2

Декарду (Харрисону Форду), полицейскому (и, возможно, репликанту тоже), поручено устранить сбежавшие машины. Во время своих поисков он встречает особого репликанта, которому не хватает корпоративной защиты четырехлетней жизни: прекрасную Рейчел (Шон Янг), которая стреляет и убивает одного из своих, чтобы спасти Декарда. Это открывает дверь для Декарда, чтобы признать растущие чувства к машине, которая развила волю к жизни и любви за пределами существования, воображаемого для нее "Tyrell Corp".

Самый большой вызов Декарду исходит от боевой модели Батти, у которой явно больше страсти к существованию, чем у бесстрастного Декарда.

Кульминацией фильма является смертельная дуэль между Декардом и Бэтти, в которой Бэтти заканчивает не просто щадить, но и спасать Декарда. Когда Декард смотрит, как умирает Батти, он завидует жажде жизни репликанта в тот самый момент, когда она ускользает от него. Батти кажется более человечным, чем люди в этом мире, но девиз Тирелла-это и ключ, и ловушка.

Решение Декарда в конце фильма сбежать с Рейчел бросает вызов правилам корпорации и общества. Но это также признание успешной, бесшовной интеграции машинной и человеческой жизни.

“Бегущий по лезвию " представляет себе мир, в котором человеческие машины созданы, чтобы служить людям, но взаимодействие Декарда с этими репликантами показывает тонкость линии: он переходит от задания в качестве убийцы машины ко влюбленности в машину.

Мир, подчиняющийся машинам

Сегодня отношения между корпорациями, машинами и людьми определяют современную жизнь таким образом, что Ридли Скотт – даже в своем самом диком и мрачном воображении – не смог бы предсказать ее в 1982 году.

В “Бегущем по лезвию” имплантированные воспоминания подпираются желанными (но фальшивыми) семейными фотографиями. И все же мир, в котором память хрупка и податлива, кажется слишком возможным и знакомым. Недавние исследования показали, что память людей все больше подвержена искажению дезинформацией социальных сетей, будь то истории о фальшивых террористических атаках или мусульманах, празднующих после 11 сентября. Когда эта дезинформация распространяется в социальных сетях, она может создавать и усиливать ложные коллективные воспоминания, разжигая кризис реальности, который может исказить результаты выборов или вызвать истерию в маленьком городе.

-3

Тем временем Facebook изучил, как он может манипулировать тем, как чувствуют себя его пользователи, – и все же более миллиарда человек в день входят в систему, чтобы охотно участвовать в его масштабных усилиях по сбору данных.

Наше восхищение технологией может показаться менее драматичным, чем полномасштабный любовный роман, который представлял себе Скотт, но он не менее всепоглощающий. Мы часто отдаем предпочтение нашим смартфонам, а не человеческим социальным взаимодействиям, причем миллениалы проверяют свои телефоны более 150 раз в день. На самом деле, даже когда люди все больше чувствуют, что они не могут жить без своих смартфонов, многие говорят, что эти устройства разрушают их отношения.

И в то время, когда мы сталкиваемся с вероятностью неспособности отличить то, что реально, а что фальшиво – мир твиттер-ботов и поддельных фотографий, троллинга и фальшивого возмущения, механических домашних животных и пластической хирургии – - нам может быть полезно вспомнить первый разговор Декарда по прибытии в Tyrell Corp., увидев сову, Декард спрашивает: "Это искусственно? - Да, конечно, - отвечает Рейчел, не сбиваясь с ритма.”

В “Бегущем по лезвию” реальность больше не имеет значения.

Как долго еще это будет иметь для нас значение?