Книга американского футуролога Ричарда Уотсона «Файлы будущего» впервые увидела свет в 2005 году. В 2007-м вышло дополненное переиздание. Автор, основываясь на масштабной аналитике больших данных, попытался предсказать основные тенденции развития человечества до 2050 года. Получилось ли у него? Судите сами.
На мой взгляд, да, и весьма неплохо. Хотя прогноз составлен, очевидно, главным образом для американского и европейского общества. Для нас в России что-то ещё в диковинку, а что-то откровенно шокирует (например, предсказание, что города заселят в основном состоятельные гей-пары).
Но известный наш политолог Екатерина Шульман недаром из выступления в выступление говорит: раз уж изменения идут, они идут для всех. Для всего человечества в целом. Только в отдельных сообществах быстрее и/или менее болезненно.
Книга Уотсона заставляет крепко призадуматься, это совершенно точно. И многое уже сбылось или начинает сбываться. Например, уже сейчас популярно естественное старение и возрастные модели обоих полов, набирает обороты уход в онлайн и «консервация» людей внутри своих домов, лавинообразно растёт количество информации и при этом сокращается число реальный профессионалов… И это только верхушка айсберга.
Кстати, ещё в 2005 году Уотсон предсказал возрождение интереса к стилю 1950-х, который мы наблюдали года 3-4 назад (вспомним массу фильмов в ретро-стиле, хотя бы популярный сериал «Безумцы»). Он же спрогнозировал неуклонное старание населения Земли, что наряду с техникой посчитал главным двигателем торговли в нашем веке. А ещё одним из первых указал, что «те, кому за…» станут реальным резервом рабочей силы, то есть, по сути, спрогнозировал повышение пенсионного возраста.
Привожу заинтересовавшие меня цитаты из его преинтересного труда:
«Мы начнём больше думать не о том, чего мы хотим, а о том, как без этого обойтись. Мы будем стремиться многое упростить и снизить масштабы своих претензий. Политика и бизнес начнут в большей мере ориентироваться на духовные ценности и станут более прозрачными, мы откроем для себя значимость семьи и ближайшего окружения. Следствием станет более счастливая жизнь».
«К главнейшим тенденциям в развитии общества начала XXI века следует отнести урбанизацию и значительное увеличение числа одиноких людей».
«Сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни неизбежно приведут к снижению численности населения во всём мире к 2050 году, что положит конец всем страхам, в течение долгого времени вызывавшимся перспективой перенаселения».
«Двадцать лет тому назад казалось, что все покидают города. <…> В настоящее время мы сталкиваемся с прямо противоположным феноменом. Его уже называют «бумеранговой миграцией»: одинокие люди и бездетные пары возвращаются назад в крупные города…; там, по их мнению, идёт настоящая жизнь и не нужно тратить много времени на дорогу.
К 2050 году, если названная тенденция продолжится, большинство городских центров будут в основном заселены богатыми холостяками, состоятельными семейными гей-парами со значительными доходами и либеральными политическими взглядами.
В сельской местности главным образом будут проживать богатые фермеры-любители, перемежаемые дауншифтерами и путешественниками по виртуальным пространствам».
«Изменения в характере и структуре общественных ценностей (в том, что считается нормальным или социально приемлемым) вместе с демографическим сдвигами и прогрессом в сфере доступности жилья позволят нам свободнее выбирать индивидуальный стиль жизни. Причём для многих людей это выбор жизни в одиночестве. А если вы живёте не один, то у вас с каждым годом появляется всё больше возможностей жить так, как вы хотите, без давления со стороны семьи и даже отбрасывая столь значимые в прошлом практические соображения. Что означает свободу без ответственности. <…> К середине XXI века настоящей проблемой станет заставить членов семьи хоть немного общаться друг с другом».
«…в будущем станет гораздо легче физически изолировать себя от окружающих как дома, так и на работе, при том что очень многие будут работать на дому».
«Главным вопросом ближайших пятидесяти лет <ну, уже тридцати лет, поскольку книга выпущена довольно давно, сделаем скидку на это. – Ариаднина нить.> станет вопрос взаимоотношений человека и техники».
«В очень близком будущем такие повседневные вещи, как обувь, ковры, зубные щётки, будут снабжены техническими возможностями собирать информацию. А у нас появится возможность индивидуализировать параметры: они будут менять своё физическое состояние (например, цвет) по нашему желанию и соответствовать нашему настроению. Они также будут способны обмениваться данными с другими предметам и посылать информацию другим людям
<…> Другими словами, простые предметы обихода станут крайне сложными и разумными».
«…обычная одежда будет способна контролировать собственное состояние, отсылать заказ в химчистку и сообщать владельцу о новых моделях».
«Одно из последствий вездесущего характера техники: некоторые люди захотят жить принципиально нетехнической жизнью».
«Выгоды компьютерной эры очевидны во всём, за исключением статистики, характеризующей объёмы свободного времени. По сути дела, мы выдумываем новые способы занять себя работой.
Одержимость занятостью проявляется хотя бы в том, что трудовая этика начинает захватывать детство. Дети должны быть постоянно заняты. В результате они оказываются «зарегулированы», их режим перегружен, и мы создаём поколение, не способное самостоятельно принимать решения, поколение пассивных граждан, потребителей, отличающихся «удобной» тупостью, практически лишённых воображения и абсолютно несамостоятельных».
«Сегодняшняя техника (бытовая, авто и т.д.) с минимумом технических «наворотов» и изощрений в будущем станет объектом охоты, потому что с новейшей техникой будет невозможно справиться в случае поломки».
«Человечество производит слишком много всего. <…> Информация больше не является силой. Сила – в обладании вниманием людей и в удержании их внимания.
Сегодняшняя проблема человечества – слишком большой выбор».
«…например, молодые люди с довольно высоким заработком не смогут позволить себе тот уровень жизни, который отличал их родителей, из-за увеличения рабочего дня, очень высоких цен на недвижимость и резкого сокращения личного пространства.
То, что было бесплатным для предшествующих поколений (свежий воздух, общественные парки, общественные пляжи, библиотеки, дороги и т.п.), для них будет стоить приличных денег».
«По мере того, как люди и вещи будут делаться всё более совершенными (люди – посредством хирургического вмешательства и генной модификации, вещи – посредством контроля качества и многочисленных инноваций), мы будем всё больше ценить несовершенство в людях и вещах.
Патина прошлого приобретёт в будущем огромное значение. Женщины с морщинами станут весьма популярны, а новые автомобили на водородном топливе будут продавать намеренно состаренными и с потёртыми кожаными сидениями».
Продолжение читайте здесь.
Анастасия АКИНИНА,
автор блога "ЛингЭксперт", независимый эксперт-лингвист, член ГЛЭДИС, член Союза журналистов России.