Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера.Русские штурмуют Дарданеллы. "Аскольд".

Команда... Швартовы отдали и с якоря снялись,
Стоим по местам, как положено, крепко стоим.
И снова от стенок уходим в далёкие дали,
И снова не знаем, когда возвратимся к родным. (А.Розенбаум)

Возвратившийся с интернирования крейсер "Аскольд" был зачислен 9 декабря 1905 года в состав Отдельного отряда судов для охраны Уссурийского края. 24 мая 1906 года корабль был выведен из состава Балтийского флота. С 24 мая 1906 года он был переведен в Сибирскую флотилию, а его команда — в Сибирский флотский экипаж. С 1907 он участвовал в изучении течений Тихого океана методом бутылочной почты.

Первый послевоенный заграничный поход крейсер начал 1 февраля 1907 года.На мостике у него стоял недавно назначенный командир- капитан 2 ранга С.А. Глизян. Маршрут пролегал по портам Китая и Индокитая. 15 марта возле Сайгона корабль сел на мель и смог сойти только во время прилива .На память осталась небольшая вмятина,которую признали незначительной.

на мели у Сайгона 15 марта 1907 года
на мели у Сайгона 15 марта 1907 года
Крейсер АСКОЛЬД во Владивостоке. Межвоенный период. На крейсер, вмёрзший в лёд привезли на санях груз в мешках. Шесты и противоминные сети демонтированы
Крейсер АСКОЛЬД во Владивостоке. Межвоенный период. На крейсер, вмёрзший в лёд привезли на санях груз в мешках. Шесты и противоминные сети демонтированы

30 апреля "Аскольд" вернулся во Владивосток и с 1 июня встал в вооруженный резерв.Часть команды списали на берег и несколько "аскольдовцев" приняли участие в вооруженном восстании 16-17 октября 1907 года. Первыми восстали минёры крепостного минного батальона ,потом на миноносце "Скорый" социал-демократка Мария Масликова вместе с одним из матросов убили командира миноносца старшего лейтенанта А. П. Штера и захватили корабль. На миноносце собрались матросы с других кораблей-в т.ч . и с "Аскольда". На выходе из бухты миноносец был буквально расстрелян-67 попаданий,большая часть восставших на борту была перебита. Корабль выбросился на берег Оставшиеся в живых ,в т.ч. и моряки с "Аскольда" были преданы суду,семерых приговорили к расстрелу ,остальных сослали на каторгу.

Командира крейсера обвинили в непринятии мер и пригрозили судом.В ноябре 1905 года он уже был в роли командира крейсера " Очаков" на Черноморском флоте ,но не был принят командой и сбежал на берег под благовидным предлогом перед началом восстания. Второй революционной ситуации он вынести не смог. 25 января 1908 года капитан 1 ранга Глизян застрелился в своей каюте.

АСКОЛЬД, 1912 год.
АСКОЛЬД, 1912 год.

С 1(14) января 1911 года по ноябрь 1912 года на Владивостокском портовом заводе "Аскольд" прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с полной заменой водогрейных трубок в котлах, подшипников, настила двойного дна .Изготовили и установили новые дымовые трубы, перебрали главные и вспомогательные механизмы, сняли бортовые надводные минные аппараты и два 47-мм орудия с носового мостика, оборудовали систему выравнивания крена, отремонтировали в доке забортную арматуру, руль, установили новые сальники и заменили бокаут в дейдвудных трубах.

В 1912-1913 крейсер активно использовался в учебных походах-Китай,Сингапур,Индонезия,Индокитай,Филиппины,Корея. Только за 1913 год у него было 1686 ходовых часов и он прошел 17 226 миль.Никаких серьезных поломок в механизмах не было, состояние машин к концу плавания оказалось значительно лучше, чем при выходе из капитального ремонта. На испытаниях в октябре 1913 года крейсер развил скорость 20,11 узла.

Крейсер Аскольд в Маниле, начало 1914 года. Пара американских миноносцев типа USS BAINBRIDGE.
Крейсер Аскольд в Маниле, начало 1914 года. Пара американских миноносцев типа USS BAINBRIDGE.
ББО TROMP, Батавия  За ним вдали крейсер АСКОЛЬД, третье  загр. плавание  с 1 ноября 1913 по 28 февраля 1914 года  Владивосток—Гензан—Гонконг—Сайгон—Паданг—Батавия—Сурабая—Манила.
ББО TROMP, Батавия За ним вдали крейсер АСКОЛЬД, третье загр. плавание с 1 ноября 1913 по 28 февраля 1914 года Владивосток—Гензан—Гонконг—Сайгон—Паданг—Батавия—Сурабая—Манила.

-9

28 апреля 1914 после столкновения с минным заградителем «Монгугай» «Аскольд» получил небольшие повреждения и был поставлен в док.

Аскольдъ, Жемчугъ и миноносцы во Владивостоке
Аскольдъ, Жемчугъ и миноносцы во Владивостоке

В 5 ч 30 мин 20 июля 1914 года флагман Сибирской флотилии крейсер "Аскольд" поднял сигнал «Германия объявила войну»,флотилия была приведена в боевую готовность.

По предложению союзников "Аскольд"( капитан 1 ранга С.А.Иванов-6 й) вместе с крейсером "Жемчуг" был откомандирован в состав союзной эскадры .Задачей соединения был поиск и уничтожение германских рейдеров в Индийском и Тихом океанах. 16 августа крейсера и пароход Добровольного флота «Полтава» прибыли в Гонконг, где вошли в эскадру под командованием вице-адмирала Т.-М. Джерама в составе английских броненосного крейсера “Минотавр” и легкого крейсера “Ярмут”, японских броненосных крейсеров “Ибуки” и “Тикума” . 19 августа русские крейсера вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского крейсера «Эмден». С 22 августа «Аскольд» и «Жемчуг» действовали раздельно.После безуспешных поисков германских угольщиков,снабженцев эскадры фон Шпее,"Аскольд" отправили в Сингапур ,конвоировать транспорты с войсками.

-11

В сентябре—ноябре 1914 года «Аскольд» несколько раз в составе конвоев пересекал Индийский океан, после чего союзники перевели его на Средиземное море,озадачив обстрелами турецкого побережья Леванта и нарушением каботажного судоходства противника. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта.

1 декабря 1914 года на рейде города Хайфа в Палестине сигнальщиками крейсера был замечен пароход,под пушками крейсера на его борт с катера высадилась досмотровая партия,которая установила,что это германский пароход "Хайфа"(1917 тонн).Приз отправили в Порт-Саид. На следующий день в Бейруте было взято два небольших турецких парохода,которые были потоплены.

2 января огнем орудий главного калибра был разрушен железнодорожный мост у Триполи. Вскоре на персидском пароходе «Персеполис» были обнаружены и задержаны при досмотре десять турецких военнослужащих,которых сдали в Александрию.

«Аскольд» вел разведку, нес дозорную службу у турецкого побережья, высаживал диверсионные группы, вступая а поединки с береговыми батареями, осматривал на предмет военных грузов торговые суда у берегов Болгарии и Греции.

 

«Аско́льд» на Средиземном море
«Аско́льд» на Средиземном море

Крейсер АСКОЛЬД, Средиземное море.
Крейсер АСКОЛЬД, Средиземное море.

 

Весной 1915 года англо-французское командование запланировало захват проливов,для обеспечения коммуникации с Россией и вывода Османской империи из войны.В состав созданной огромной(200 вымпелов) эскадры вошел и один русский корабль-крейсер "Аскольд". С 5 марта 1915 года по 22 января 1916 года он обстреливал турецкие береговые батареи,обеспечивал высадку десантов .

Первая масштабная атака Антанты на дарданелльские укрепления закончилась фиаско.Турецкие мины и орудия береговой артиллерии отправили на дно три броненосца союзников- французский "Bouvet"и  английские "Ocean" и "Irresistible".

Фишер остроумно прокомментировал провал английского флота- "Наш флот в Дарданеллах напоминает расстригу-монаха, вознамерившегося изнасиловать девственницу... Один давно забыл, как это делается, а у другой еще и кинжал за корсажем!"  

Журнал «Нива», 2 мая 1915 года. Статья об операциях крейсера «Аскольд» на  Средиземном море
Журнал «Нива», 2 мая 1915 года. Статья об операциях крейсера «Аскольд» на Средиземном море

Атаку кораблей союзники решили поддержать высадкой десанта.В атаку в районе Кумкале пошли сенегальские стрелки французской армии. С ними шел и десант "аскольдовцев". Операция носила отвлекающий характер- основной десант союзники высаживали в Галлиполи. Огневую поддержку обеспечивали наш "Аскольд" и французский "Жанна д Арк". 11 труб на двоих. Счастливый русский крейсер успешно выдержал перестрелку с 240 мм турецкими пушками,а вот "Жанне" повезло меньше-ее носовую башню разворотило прямым попаданием.

Первыми к берегу подошли шлюпки с "Аскольда",но волну десанта накрыло огнем с турецких батарей,аскольдовский баркас был потоплен прямым попаданием снаряда. Турецкий пулемет на мельнице прижал десантников к земле. Однако первый же залп "Аскольда" ликвидировал и мельницу и пулеметную точку.

Для артиллеристов "Аскольда" этот день стал самым жарким-никогда они так интенсивно не стреляли. За 12 апреля было израсходовано 748 152-мм и 1503 75-мм снаряда. На следующий день ураганный огонь русского крейсера и вспомогательного крейсера «Савойя» вынудил сдаться около 500 турецких солдат. Потери русских во время десанта составили 4 погибших и 9 раненых.

Успехи "Аскольда" были отмечены резолюцией императора на докладе морского министра- «Объявить командиру, офицерам и команде крейсера «Аскольд» мою горячую благодарность за боевую службу».

Крейсер "Аскольд" в бою с турецкими береговыми батареями, 12.04.1915 г.
Крейсер "Аскольд" в бою с турецкими береговыми батареями, 12.04.1915 г.

В апреле крейсер продолжал выполнять приказы союзного командования по подавлению турецких батарей,прикрытию позиций союзных войск в Галлиполи. За 1915 год "Аскольд" выпустил снарядов в два раза больше чем за всю свою предыдущую службу,включая русско-японскую войну. Военное счастье избавило крейсер и от многочисленных мин,которыми турки загородили проливы и от турецких каменных снарядов.

Даже от немецкой подводной лодки провидение спасло счастливый крейсер. U-21 знаменитого Херзинга атаковал британские броненосцы «Триумф» и «Маджестик» ,а когда он решил вернуться к пятитрубному крейсеру-того на месте уже не было.

14 октября 1915 в мировую войну на стороне Германии вступила Болгария."Аскольд" вместе с союзной эскадрой обстрелял болгарское побережье. Во избежание подобного сюрприза от прогермански настроенного короля Греции,союзники 15 января 1916 года высадили десант и захватили греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла. "Аскольдовцы" участвовали в операции по захвату ,а затем оставили в форту Тузла отряд в 42 человека для охраны русского консульства. Помимо этого им вменялось наблюдение за побережьем и охрана местных русских монастырей.

Аскольд у Афонской горы... 1915.
Аскольд у Афонской горы... 1915.

Компанию 1915 года "Аскольд" прошел с серьезным напряжением сил,но без серьезных поломок материальной части. При этом за полтора года службы вдали от Родины ни одного члена экипажа не было потеряно от болезней.Только 4 человека списано на берег с туберкулезом.За весь год в лазарете в 1915 отметилось всего 23 человека( ранее было 150-190 больных в год).

Вручение наград морякам «Аскольда» 1916 год
Вручение наград морякам «Аскольда» 1916 год

-20

Несмотря на безупречную боевую работу,механизмам при такой эксплуатации полагался капитальный ремонт. 21 января 1916 года «Аскольд» покинул Салоники и 26 прибыл в Тулон. В марте начался ремонт на заводе «Форж и Шантье». В объем работ входили-переборка всех машин и вспомогательных механизмов, механизмов наведения 152 мм орудий,замена палубного настила.Заменили все 10 75 мм орудий,установили новые прицелы ПМЗ обр. 1913 года, 2 57 мм британские и 2 47 мм французские зенитки(на крыльях мостика), новые французские приборы для обучения наводчиков 152-мм и 75-мм орудий, устройство для отработки скорости заряжания 75-мм пушек.

Расслабленная после полутора лет боевых походов жизнь в тыловом порту привела к ослаблению дисциплины. Часть господ офицеров ,включая командира ,переехала на берег,разъезжала по курортам Ривьеры и Парижу ,выписывала к себе родных из России.Среди матросов выросли революционные настроения. При обысках в личных вещах матросов находили нелегальную литературу, оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и в хранении нелегальной литературы, списали с корабля и отправили в Россию.

Крейсер АСКОЛЬД, за ним французский бронепалубный крейсер CHATEAURENAULT, Средиземное море.
Крейсер АСКОЛЬД, за ним французский бронепалубный крейсер CHATEAURENAULT, Средиземное море.

19( по др. данным 21) августа 1916 года около 3 часов утра в кормовом 75-мм погребе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ружейных патронов, произошел взрыв. Как установило следствие, с помощью бикфордова шнура был подожжен порох в гильзе одного из унитарных патронов. Гильза разлетелась, но снаряд не взорвался.Всего был повреждено 9 унитарных патронов.

Было арестовано 77 человек. Виновными было признано 8 . Судом 10-12 сентября к смертной казни приговорили четырех. Приговор был утвержден новым командиром крейсера капитаном 1 ранга К.Ф.Кетлинским. 15 сентября в форте Мальсбуск были расстреляны Д.Т.Захаров, Ф И.Бешенцев, Е.Г Шестаков и А.А Бирюков. 113 человек в тот же день отправили через Брест в Россию в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. Никто из осужденных свою вину не признал, и прямых улик против них не было.

После революции моряки обвинили офицеров в инсценировке взрыва для ликвидации неблагонадежных.

18 ноября 1916 года крейсер завершил ремонт и вышел на ходовые испытания. Максимально удалось достичь 21 узла,но при этом сильно грелись подшипники. 19 узловой ход машины держали нормально.

-23

Отремонтированный крейсер 5 декабря зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря он вышел из Тулона в Англию с заходом в Гибралтар. В Атлантике крейсер серьезно потрепало штормом,была повреждена носовая надстройка.Когда корабль дошел до Плимута,в ямах оставалось всего 70 тонн угля. Полярные условия нового места службы требовали укрепления корпуса против льда.Работы провели в британском Девонпорте , одновременно частично заменили трубки в котлах и поменяли якоря на английские,системы Смита.

От этого визите на "Аскольде" остался подаренный рабочими Глазго самовар с дарственной надписью: «Подарено рабочими и социальными организациями Глазго нашим русским товарищам с «Аскольда» в память их пребывания в Глазго. Шотландия. Май 1917». Сейчас он хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Крейсер АСКОЛЬД на реке Клайд, 1917 год,
Крейсер АСКОЛЬД на реке Клайд, 1917 год,

В Шотландии крейсер застали новости об отречении царя и февральской революции. Командиру удалось не допустить стихийных сведений счетов, призвав всех продолжать исполнять свой долг перед Родиной, смутьянов списали на берег, а команда приняла присягу Временному правительству.

 

Мурманск
Мурманск

17(30) июня 1917 года «Аскольд» вошел в Кольский залив и стал на якорь в Мурманске. Корабль вошел в состав Отдельного отряда судов Кольского залива флотилии Се­верного Ледовитого океана. Указом Временного правительства К. Ф. Кетлинский был назначен на должность командира всего северного побережья Кольского полуострова с присвоением звания контр-адмирала. На должность командира «Аскольда» назначен капитан 1 ранга А. И. Шейковский.

На 7 октября 1917 года основу Флотилии Северного Ледовитого океана составляли: линейный корабль «Чесма»(бывшая "Полтава"), крейсера «Аскольд» и «Варяг», эсминцы «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», миноносцы «Бесшумный», «Бесстрашный», «Властный», «Грозовой», подводная лодка «Святой Георгий», минный заградитель «Уссури», 18 посыльных судов, 43 тральщика, 4 гидрографических судна, 3 транспорта, 8 портовых судов и ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович».

-26

В начале 1918 года,по согласованию с Мурманским Советом,на русском Севере появились британские войска. Для защиты складов с поставленной союзниками амуницией от прогермански ориентированных белофиннов.Дальше ,конечно,все было как в сказке про лису и зайца с его избушкой. Британцы со сборной солянкой помощников из стран Антанты оккупировали северные порты и вместе с белогвардейцами начали продвигаться на юг.

12 июля 1918 года крейсер"Аскольд" был захвачен в Кольском заливе английскими интервентами и под названием “Глория IV” включен в состав флота Великобритании. В 1919 году англичане при эвакуации увели его с собой в Англию. В 1922 году возвращен правительством Великобритании РСФСР, но ввиду неудовлетворительного технического состояния, в том же году как окончательно устаревший продан совместному советско-германскому акционерному обществе “Деруметалл” на слом и отбуксирован в Гамбург (Германия) для разборки на металл.

Так закончилась служба счастливого русского крейсера.

Создание крейсера "Аскольд"-ТУТ.

Участие в русско-японской войне-ТУТ.

  Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.