Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Подтверждение отсутствия средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ

Может ли факт отсутствия в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведений об утвержденных типах средств измерений и сведений об аттестованных методиках (методах) измерений применительно к условиям эксплуатации конкретного стационарного источника выбросов рассматриваться в качестве подтверждения отсутствия средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ?

Отвечает юрист Центра Локтюшов Станислав:

В соответствии с п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Согласно п. 6 Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 262) программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения, а также средств фиксации, состав и форма передаваемой информации.

В соответствии с п. 8 указанного нормативного правового акта стационарные источники выбросов включаются в программу при соблюдении следующих условий:

а) выбросы от стационарного источника образуются при эксплуатации технических устройств;

б) в выбросах от стационарного источника присутствует одно из следующих загрязняющих веществ, массовый выброс которых превышает значения:

 взвешенные вещества - 3 кг/ч

серы диоксид - 30 кг/ч

оксиды азота (сумма азота оксида и азота диоксида) - 30 кг/ч

углерода оксид как показатель полноты сгорания топлива - 5 кг/ч

углерода оксид во всех остальных случаях - 100 кг/ч

фтористый водород - 0,3 кг/ч

хлористый водород - 1,5 кг/ч

сероводород - 0,3 кг/ч

аммиак - 1,5 кг/ч;

в) наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов.

На основании изложенного, оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов (далее – автоматическими средствами измерения) подлежат не все технические устройства, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории.

Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), которые должны быть оснащены, на объектах I категории установлены Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 428-р.

Необходимо отметить, что оснащение автоматическими средствами измерения осуществляется на основании разрабатываемой хозяйствующим субъектом программы создания системы автоматического контроля.

При этом включение в программу создания системы автоматического контроля автоматических средств измерений осуществляется в соответствии с Правилами создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 262) (далее – Правила).

Таким образом, технические устройства, определенные Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 428-р, подлежат оснащению автоматическими средствами измерения исключительно в случае, соблюдения условий, предусмотренных пунктом 8 Правил.

При этом одним из условий является наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов.

В соответствии с п. 1 Требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв. постановлением Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 263) автоматические средства измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ (далее - автоматические средства измерения) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и обеспечивать передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ по информационно-телекоммуникационным сетям в соответствии с форматом передачи данных, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр).

На основании изложенного, автоматические средства измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - ФЗ «Об обеспечении единства измерений») измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Согласно ч. 3 указанной статьи Федерального закона аттестацию первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

  • осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
  • выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
  • осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

На основании изложенного, измерения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, выполняются по аттестованным методикам (методам) измерений и(или) с помощью средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Таким образом, в качестве подтверждения отсутствия средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ может рассматриваться факт отсутствия в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведений о об утвержденных типах средств измерений и сведений об аттестованных методиках (методах) измерений применительно к условиям эксплуатации конкретного стационарного источника выбросов.