Найти тему
Вижу красоту

Гжельское «Чаепитие» Людмилы Азаровой – золотая медаль Всемирной выставки 1967 года в Монреале

Людмила Азарова. Скульптура «Чаепитие». 1966. Гжель. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17696. Госкаталог: 7559844. Источник:  goskatalog.ru
Людмила Азарова. Скульптура «Чаепитие». 1966. Гжель. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17696. Госкаталог: 7559844. Источник: goskatalog.ru

Друзья, приглашаю вас к просмотру на мой взгляд любопытной подборки вариантов росписи разных лет скульптурной композиции Людмилы Павловны Азаровой «Чаепитие», получившей золотую медаль на Всемирной выставке 1967 года в Монреале. А также, взгляните на аналогичный сюжетный мотив в росписи чайника.

Астраханцева Т.Л. / Азарова Людмила Павловна // Русская художественная керамика. VIII–XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / Автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – С. 74–75.

Азарова Людмила Павловна (1919–2010), художник-фарфорист, ведущий мастер Гжельского промысла. Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, Народный художник СССР. Художественное образование получила в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском), по окончании его в 1954 году начала работать в Гжельской артели «Художественная керамика». До прихода Азаровой мелкая пластика в возрождавшейся Гжели была уделом профессиональных скульпторов, выполнявших по договору случайные, подчас грубые работы в духе станковых иллюстративных фарфоровых статуэток, тиражировавшихся в эти годы почти на всех заводах страны. С появлением Азаровой в качестве первого штатного скульптора гжельская пластика становится одним из ведущих направлений искусства промысла.

Пережив в первых композициях 1955 года «Иван-Царевич» и «Телятница» увлечение чрезмерной детализацией, художница пришла в конце 1950-х годов к формированию собственного стиля, окончательно сложившегося на рубеже 1960–1970-х годов, ставшего во многом отправной точкой в творчестве гжельских скульпторов последующих десятилетий.

Людмила Азарова. Скульптура «Иван-Царевич». 1966. Гжель. Ростовский областной музей изобразительных искусств / П-119. Источник: goskatalog.ru
Людмила Азарова. Скульптура «Иван-Царевич». 1966. Гжель. Ростовский областной музей изобразительных искусств / П-119. Источник: goskatalog.ru

Стиль Азаровой отличается условно-обобщённой формой. Декоративно расписанные фарфоровые фигурки без подставок, близкие токарной или глиняной народной игрушке, имеют реалистичные черты, меру художественного обобщения.

Гжель. Керамика 18 – 19 веков. Керамика 20 века. Фотоальбом / Авторы-составители Т.И. Дулькина, Н.С. Григорьева, Т.Л. Астраханцева. – М.: Изд-во «Планета», 1989. 184 с., ил. – С. 86–88.

Скульптурная композиция «Чаепитие», выполненная в 1966 году, неоднократно повторялась и была представлена на многих отечественных и зарубежных выставках – Монреаль «Экспо-1967», Токио «Экспо-1970», выставки «Советская Россия» (1967), «Подмосковье моё» (1968), «Фарфор Гжели» (1972), и, наконец, выставка в Москве на соискание Государственной премии им. И.Е. Репина в 1978 году.

Не раз Людмила Павловна использует в своих произведениях эту скульптурную композицию, то помещая её в центральное отверстие квасника, то включая в убранство подсвечника или вазы.

Лауреаты Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. 1978:

Азарова, Людмила Павловна, Бессарабова, Наталия Ивановна, Дунашова, Татьяна Сергеевна, Окулова, Зинаида Васильевна, художники – за создание высокохудожественных керамических изделий в ПО «Гжель» Московской области

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив